Челлини Бенвенуто
Бенвенуто Челлини (1500-1571) - итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса.
Об авторе:
Родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини (сына каменщика) и Марии Лизабетты Гриначчи. Был вторым ребёнком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.
Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. С тех пор начал участвовать во многих драках, особенно с другими ювелирами, отчего в 1516 и 1523 годах изгонялся из родного города. После скитаний по Италии осел в 1524 году в Риме, где сблизился с верхушкой Ватикана.
В 1527 году участвовал в обороне Рима от имперских войск. После поражения римлян покинул город.
В 1529 году вернулся в Рим и получил должность начальника папского монетного двора, которую занимал до 1534 года. Все его ювелирные произведения той эпохи (за исключением нескольких медалей) не сохранились - они были позднее переплавлены.
В 1537 году был принят на французскую службу королём Франциском I, исполнив его портретную медаль.
Снова попав в Рим, был арестован, обвинён в краже папских драгоценностей, однако смог бежать из замка Святого Ангела. На воле мастер пробыл недолго: вновь был заключён под стражу, но затем освобождён. Историк философии Г. Гефдинг сообщает, что находясь в заточении, Бенвенуто Челлини имел реальное видение солнца, поднявшегося над стеной, в середине которого находился распятый Иисус Христос, следом явилась Мария с Младенцем в виде рельефа.
С 1540 года жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, где завершил работу над единственным дошедшим до нас ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению, - большой солонкой Франциска I (1540-1543).
Во Франции освоил технику бронзового литья и с той поры начал выполнять крупные скульптурные заказы. С 1545 по 1553 год находился на службе у герцога Козимо I Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны. Здесь исполнил и ряд других скульптур, реставрировал античные произведения. Отдельного внимания заслуживает активное участие Челлини в местном академическом движении. С 1545 по 1547 год включился в деятельность незадолго до того основанной Флорентийской академии, интеллектуальная жизнь которой отразилась как в его лирике, так и в автобиографии и трактатах (Челлини называл академию «чудесной школой»).
В 1556 году Челлини опять заключили в тюрьму за драку с ювелиром. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие». Под домашним арестом мастер начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.
Скончался 13 февраля 1571 года во Флоренции. Похоронен с большими почестями в Церкви Благовещения.
Жизнь Бенвенуто Челлини, им самим рассказанная : в 2 т. / Пер. В. И. Штейна. — СПб. : М. М. Ледерле, 1897. — Т. 1 : Книги I—IV. — 337 с. — (Моя библиотека).
Жизнь Бенвенуто Челлини, им самим рассказанная : в 2 т. / Пер. В. И. Штейна. — СПб. : М. М. Ледерле, 1897. — Т. 2 : Книги V—VIII. — 272 с. — (Моя библиотека).
Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции / Пер., примеч. и послесл. М. Л. Лозинского ; вступ. ст. А. К. Дживелегова. — М. : Academia, 1931. — 736 с. — (Памятники художественного и общественного быта)