Бартольд Василий Владимирович

Бартольд Василий Владимирович
Василий Владимирович Бартольд (1869-1930) - российский и советский историк, востоковед-медиевист (тюрколог, арабист), исламовед, архивист, филолог. Один из основателей российской школы востоковедения. Академик Санкт-Петербургской академии наук (1913) (в дальнейшем - Академии наук СССР), член Императорского православного палестинского общества. Один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и первого издания «Энциклопедии ислама» (246 статей).

Краткая биография:

Родился 15 ноября 1869 года в Санкт-Петербурге, в семье биржевого маклера немецкого происхождения. В 1887 году окончил Восьмую петербургскую гимназию. Поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков. Окончил университет в 1891 году, с 1892 года там же и работал. Средства отца позволили не останавливаться перед расходами для пополнения своего образования, в том числе за границей, осуществления поездок и путешествий.
В 1899 году была издана книга Стенли Лэн-Пуля «Мусульманские династии» в переводе Бартольда с многочисленными исправлениями переводчика.
В 1900 году, по защите диссертации «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (1898-1900), получил степень доктора истории Востока.
Преподавал в Петербургском университете, ежегодно совершая поездки в страны Востока.
В 1901 году назначен экстраординарным, в 1906-м ординарным профессором Петербургского университета. Был секретарём основанного в 1903 году Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии.
В 1904 году производил археологические раскопки в окрестностях Самарканда; в 1910 году избран членом-корреспондентом Академии наук, в 1913 году - ординарным академиком по разряду «Литература и история азиатских народов». В 1912 году в работе «Халиф и султан» Бартольдом было сделано научное открытие: он доказал, что представление о передаче духовной власти последним аббасидским халифом Мутаваккилем османскому султану Селиму Явузу в XVI веке является легендой, появившейся не ранее XVIII века.
В мае 1913 года предпринял научную поездку по Южному Уралу, Сибири и Средней Азии, посетил Оренбург, Уфу, село Стерлибашево Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. В феврале 1917 года вошёл в состав академической Комиссии по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран (председатель - академик Сергей Ольденбург).
После Октябрьской социалистической революции возглавил Коллегию востоковедов, созданную в 1921 году при Азиатском музее. Одной из важных задач, к решению которых он был подключён в первые же годы Советской власти, стало создание письменности для бесписьменных народов РСФСР и СССР и замена арабского алфавита на кириллицу.
Являлся одним из участников и организаторов Первого Всесоюзного тюркологического съезда в Баку (1926).
В 1924-1926 годах бывал в Баку, где принимал деятельное участие в организации силами профессоров Ленинградского и Казанского университетов восточного факультета в Азербайджанском университете. Специально для студентов этого университета прочёл циклы лекций «История Азербайджана», «О месте прикаспийских областей в истории мусульманского мира», где дал анализ исторического значения отдельных городов Азербайджана, в частности, Баку.
В Баку встречался с учёными, преподавателями, с местной администрацией, осматривал музеи, мечети, шахский дворец, крепость, кладбища. Кроме работы в Баку, занимался вопросами сохранения мавзолеев Низами, Фирдоуси и Коркута и переводил огузский эпос «Сказание о Деде Коркуте».
Знакомился и переводил некоторые рукописи из собрания библиотеки Азербайджанского университета и библиотеки имени Сабира. Читал доклады на заседаниях историко-этнографической секции Общества обследования и изучения Азербайджана в Бакинском доме просвещения и на Первом Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку (1926). Сведения, собранные им о городе Баку, входят в статью «Баку» в его «Энциклопедии ислама».
Занимался во многих библиотеках мира (Англии, Германии, Франции, Турции и другие), СССР (Ленинград, Москва, Ташкент, Баку и другие). Главной целью его поездок за границу и по Советскому Союзу стало исследование восточных рукописных собраний. Хорошее знание работы библиотек позволяло ему не только читать лекции по истории архивного дела для слушателей Архивных курсов при Петроградском археологическом институте (1918), но и выступать со статьями и обзорами о состоянии библиотек, их рукописных отделов, высказывать предложения по собиранию материалов, раскрытию их через каталоги и тому подобного.
В январе 1927 года приглашён Николаем Марром в Ленинградскую публичную библиотеку в качестве консультанта по работам Восточного отделения с оплатой из научых кредитов, а с февраля 1928 года зачислен нештатным сотрудником. В 1929 году вновь был консультантом. В Восточном отделении руководил работой сотрудников, занимавшихся каталогизацией книг на персидском и других языках. Согласно трудовому договору, на Бартольда возлагалось также описание «рукописей турецких, арабских, персидских и, в первую очередь, рукописей бывшего Крымского ханства».
С 1927 по 1930 год занимался описанием рукописей регулярно, как правило, два раза в неделю, по понедельникам и четвергам, посещая Публичную библиотеку. Всего было описано около 500 рукописей: арабские («Новая серия»); собрание Н. В. Ханыкова; собрание А. С. Фирковича; персидско-таджикские («Персидская новая серия»); тюркоязычные («Турецкая новая серия»). Труды Бартольда представляли исключительную ценность, так как позволили ввести в научный оборот неизвестные ранее материалы.
Согласно пятилетнему плану, составленному им самим в 1929 году, предполагал посвятить каталогизации несколько лет, однако смерть помешала завершить работу.
Организатор Туркологического кабинета (ТУРК, 1928-1930), который размещался в его личной квартире и располагал его личной библиотекой.
Был редактором «Записок Восточного отделения Императорского Русского археологического общества» (1908-1912), журнала «Мир ислама» (1912-1913), журнала «Мусульманский мир» (1917), «Записок Коллегии востоковедов» (1925-1930).
Умер 19 августа 1930 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

Дополнительная информация об авторе:
Большая Советская энциклопедия
Книги автора
Бартольд, В. В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. («Записки Восточного Отдела Императорского Русского «Археологического Общества», т. VIII (1893 — 94), немецкий перевод: «Zur Geschichte des Christentums in Бартольд, В. В. Mittel-Asien bis zur mongolischen Eroberung» (Тюбинген, 1901)
Бартольд, В. В. Образование империи Чингисхана. («Записки Восточного Отдела», т. X, 1896)
Бартольд, В. В. Очерк истории Семиречья. («Памятная книжка Семиреченской области», т. II, Верный, 1898)
Бартольд, В. В. Отчет о командировке в Туркестан. («Записки Восточного отдела Археологического Общества», т. XV, 1902 — 03)
Бартольд, В. В. Историко-географический обзор Ирана. (1903)
Бартольд, В. В. Сведения об Аральском море и низовьях Амударьи с древнейших времен до XVII века. (1902)
Бартольд, В. В. О некоторых восточных рукописях в библиотеках Константинополя и Каира. («Записки Восточного Отдела», т. XVIII, 1908)
Бартольд, В. В. Обзор деятельности факультета 1855—1905 годов. («Материалы для истории факультета восточных языков», т. IV, 1909)
Бартольд, В. В. К истории Мерва. («Записки Восточного Отдела», т. XIX, 1909)
Бартольд, В. В. Персидская надпись на стене Анийской мечети Мануче. («Анийская серия», № 5, 1911)
Бартольд, В. В. Из прошлого турок. (1917)
Бартольд, В. В. История изучения Востока в Европе и России. (1925;
Бартольд, В. В. Иран: Исторический обзор». Ташкент, 1926;
Бартольд, В. В. История культурной жизни Туркестана». Л., 1927)
Бартольд, В. В. Киргизы: Исторический очерк. (1927)
Бартольд, В. В. Тюрки. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии.
Бартольд, В. В. Культура мусульманства. (1918)
Читать далее

Книги