Крылов Алексей Николаевич
Алексей Николаевич Крылов (1863-1945д) - русский и советский математик, механик и кораблестроитель. Академик Петербургской АН / РАН / АН СССР (с 1916 года; член-корреспондент с 1914 года); профессор Морской академии; генерал флота (1916), генерал для особых поручений при морском министре Российской империи (1911). Член Санкт-Петербургского математического общества. Почётный член иностранных научных и инженерных обществ. Основатель современной русской школы кораблестроения.Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Герой Социалистического Труда (1943), лауреат Сталинской премии (1941).
Об авторе:
Родился 15 августа 1863 года в селе Висяга, Алатырского уезда, Симбирской губернии, в семье Николая Александровича Крылова и Софьи Викторовны Ляпуновой. Отец, артиллерийский офицер, участник Крымской войны 1855-1856 годов, получил образование за казённый счёт, как сын ветерана, Александра Алексеевича Крылова, раненного под Бородино и при взятии Парижа (и награждённого золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги).
В 1878 году поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. По итогам учебы был удостоен премии имени генерал-штаб-доктора Менде. Окончил курсы минного дела (1885). После окончания училища работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь.
Много позже, в 1938-1940 годах опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса: «Основания теории девиации компаса»; «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»; «О теории гирокомпаса».
В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса.
В 1887 году перешёл на Франко-русский завод, а затем продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии. Обучаясь в академии прослушал курсы высшей математики в Санкт-Петербургском университете После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вёл практические занятия по математике, а впоследствии курс теории корабля. Инициатор создания факультета кораблестроения в Санкт-Петербургском политехническом институте, где читал курс вибрации судов в 1899-м. Одновременно преподавал в Институте инженеров путей сообщения. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до самой смерти.
В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Уильяма Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области.
В 1896 году избран членом Английского общества корабельных инженеров. В 1898 году награждён золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причём это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространённым способом умирения бортовой качки.
В 1903-м совершил плавание от Либавы до Порт-Артура на учебном судне «Океан».
С 1900 года деятельно сотрудничает с адмиралом и учёным-кораблестроителем: Степаном Осиповичем Макаровым, работая над вопросом плавучести корабля. Итоги этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире.
В 1900-1908 годах заведующий опытовым бассейном (его деятельность в этом качестве дала мощный импульс постановке научно-исследовательских работ в кораблестроении), в 1908-1910 годах - главный инспектор кораблестроения (начальник кораблестроительного отдела МТК и его председатель).
С сентября 1908 года - председатель Морского технического комитета. С 1910 года - ординарный профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911-1913 годы - экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения. В 1915-1916 годах - председатель правительственного правления Путиловских заводов. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь». Член Международного совещания по кораблестроению (с 1908 г.),, член Совета РОПиТ (с 1912 г.), а с 1915-го - председатель правления Путиловских заводов.
В 1912 году подготовил текст доклада по вопросу о необходимости ассигнований 500 миллионов рублей на воссоздание флота. Доклад был прочитан в Государственной Думе морским министром И. К. Григоровичем и обеспечил выделение запрошенных средств.
А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. всегда славился острым языком.
В декабре 1914 года был избран в члены-корреспонденты Академии наук, а в апреле 1916 года - в ординарные академики по математической физике.
В 1916 году возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление (Главмет). Под руководством А. Н. Крылова была проведена большая методическая работа по созданию руководящих документов в сфере военной гидрометеорологии для войск. Предпринимал усилия по отмене призыва в действующую армию служащих обсерватории. В середине февраля 1917 года обратился в Академию наук и Полевому генерал-инспектору Военного Воздушного флота с просьбой освободить его от должности начальника Главмета в связи с высокой занятостью на других участках научной деятельности и недостаточной компетентностью в метеорологической специальности.
В 1917 году был назначен директором физической лаборатории Академии наук. В 1918 году - консультант комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919-1920 годах - начальник Морской академии.
В 1917 году Крылов был руководителем Русского общества пароходства и торговли. После Октябрьской революции он передал все суда советскому правительству и продолжал работать на развитие отечественного флота. В 1919-1920-х был начальником Морской академии. В 1921 году Крылов был направлен в Лондон, как представитель советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1924-1925 годы был главой комиссии по осмотру кораблей Черноморского флота в Бизерте и выявлению возможности их возвращения в СССР. В 1927 году он вернулся в Советский Союз.
В 1928-1931 годы - директор Физико-математического института АН СССР.
А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн.
А. Н. Крылов автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости.
В 1931 году Крылов опубликовал работу по теме, известной теперь как подпространство Крылова (или методы подпространства Крылова). Работа касалась проблем собственных значений, а именно вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» - явление, не типичное для математической публикации 1931 года. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор.
В августе 1941 года, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань. Вернулся в Ленинград в августе 1945 года. В эвакуации написал свои знаменитые «Мои воспоминания».
В 1944 году принял участие в судьбе физического факультета МГУ. Он подписал письмо четырёх академиков В. М. Молотову, автором которого был А. Ф. Иоффе. Это письмо инициировало разрешение противостояния между так называемой «академической» и «университетской» физикой.
Перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915).
Умер 26 октября 1945 года. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.