Кожевников Владимир Александрович

Кожевников Владимир Александрович
Владимир Александрович Кожевников (1852-1917) - русский историк культуры, философ и публицист.

Об авторе:

Родился 15 (27) мая 1852 года в семье купца первой гильдии, потомственного почётного гражданина г. Козлова — Александра Степановича Кожевникова и его жены Натальи Васильевны. У них было трое детей: кроме Владимира — брат Дмитрий (умерший в 24 года) и сестра Зинаида (в замужестве Прокофьева — мать инженера И. П. Прокофьева). После смерти жены отец женился на Марии Григорьевне Тарановской; в этом браке был рождён сын Григорий, будущий зоолог.
Он получил прекрасное домашнее образование, включавшее изучение основных европейских и древних языков. Учебными пособиями купеческому сыну служили труды Платона и Никомаха, Архимеда и Птолемея, Аристотеля и Эвклида, Теофраста и Плиния. В конце жизни Владимир Кожевников знал 14 языков, включая санскрит, свободно владел восемью.
Рано потеряв родителей, Владимир занимался образованием младших братьев. Это помешало ему получить систематическое образование: курсы истории и философии он посещал в качестве вольнослушателя Московского университета (1868—1873), но диплома о высшем образовании, в отличие от младших братьев, не получил.
Тем не менее многие современники признавали его не просто «учёным», но и «человеком необъятной учёности» (Н. А. Бердяев); в нём «жила целая академия наук и искусств» (С. Н. Булгаков).
Его первая печатная работа «Нравственное и умственное развитие римского общества во II в.» (Козлов, 1874).
В 1875 году он познакомился с Н. Ф. Фёдоровым, стал продвигать его идеи в сознание русского общества. Именно Кожевников и Н. П. Петерсон дали название «Философия общего дела» сочинениям Фёдорова, которые впервые издали под этим наименованием в 1906 году[3]. В обширном научном наследии Кожевникова книга «Н. Ф. Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам» (М., 1908, тираж 480 экз.) стала самым авторитетным и надёжным источником сведений о личности и идеях оригинального русского мыслителя; она до сих пор остаётся одним из самых глубоких и заслуживающих внимания изложений «Философии общего дела».
В 1880—1894 годах В. А. Кожевников находился за границей, занимаясь в крупнейших книгохранилищах Западной Европы; много путешествовал (помимо стран Европы посетил Аравию, Алжир, Тунис, Палестину).
Помимо энциклопедических познаний в философии, истории, религии, языкознании он хорошо разбирался в музыке и живописи. Огромный знаток истории древней церкви и её отцов, он хорошо разбирался не только в мистико-аскетическом богословии восточной церкви, но и в доктринах мистиков христианского Запада. Он занимался сравнительным изучением аскетических идеалов и написал небольшую, но чрезвычайно ценную и насыщенную знанием книжку об истории христианского аскетизма; к концу жизни он создал огромный двухтомный труд «Буддизм в сравнении с христианством». Фундаментальное исследование, почти в 1500 страниц, по культуре Ренессанса, и прежде всего его эстетических идеалов, лежало у него готовым в 14 рукописных томах, но так и осталось не напечатанным.
Умер 3 (16) июля 1917 года на станции Хлебниково Московской губернии. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Свою богатейшую библиотеку (10 тысяч томов) он завещал книжному собранию Румянцевского музея.



Дополнительная информация об авторе:
Азбука веры
Книги автора

Нравственное и умственное развитие римского общества во II веке. Козлов, 1874
Бесцельный труд, «не-делание» или дело?: Разбор взглядов Эмиля Золя, Александра Дюма и гр. Л. Н. Толстого на труд. М., 1893
Философия чувства и веры в её отношениях к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии. Ч. 1. М., 1897
О задачах русской живописи. М., 1907
Николай Фёдорович Фёдоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам: С прил. писем Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьёва, А. А. Шеншина (Фета) и Л. Н. Толстого о Н. Ф. Фёдорове и его учении. М., 1908, 2004
Отношение социализма к религии вообще и к христианству в частности. М., 1908
О добросовестности в вере и неверии. М., 1909
О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем. М., 1910
Буддизм в сравнении с христианством. Т.1–2. Пг., 1916.

Читать далее

Книги