Арсеньев Николай Сергеевич

Арсеньев Николай Сергеевич
Николай Сергеевич Арсеньев (1888-1977) - русский философ, историк религии и культуры, поэт, коллаборационист.

Краткая биография:

Родился 28 мая 1888 года в Стокгольме, в семье дипломата Сергея Васильевича Арсеньева и Екатерины Васильевны Шеншиной. Внук Василия Сергеевича Арсеньева.
В 1905 году окончил Катковский лицей с золотой медалю. В 1910-м историко-филологический факультет Московского университета. Совершенствовался в Мюнхенском университете, Фрайбургском университете, Берлинском университете.
С 1912 года работал при кафедре западноевропейской литературы Московского университета; приват-доцент кафедры западноевропейских литератур Московского университета (1914).
Во время Первой мировой войны был уполномоченным Красного Креста (1914-1916).
С сентября 1916 года возобновил работу в Московском университете, в 1917 году входил в редакционный комитет издательства преподавателей университета. Одновременно читал курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения на Высших женских курсах и в Народном университете им. А. Л. Шанявского.
В 1917 году, в период октябрьского вооружённого восстания в Москве поехал на Дон торопить казаков идти на выручку законной власти. Во время формирования Добровольческой армии на Дону входил в состав отделения Политического отдела при штабе генерала М. В. Алексеева, в котором занимался агитацией за армию и пропагандой её целей.
В феврале 1918 года, в момент вынужденного ухода армии из области Войска Донского в поход, названный Ледяным, военные старались не брать с собой гражданских, и Арсеньеву пришлось покинуть Новочеркасск. Через Царицын он со спутниками (П. Б. Струве, Г. Н. Трубецким и его сыном Костей) пробрался к началу марта в Москву.
После - профессор кафедры романо-германской филологии Саратовского университета (1918-1920), читал курсы также по кафедре философии. По его инициативе была образована кафедра сравнительной истории религий.
В 1919 году был дважды арестован. Опасаясь очередного ареста, в марте 1920 года нелегально перешёл польскую границу. После недолгого пребывания в Варшаве и Берлине обосновался в Кёнигсберге. Делегат Российского Зарубежного съезда 1926 года. В 1933 году выкупил у властей СССР свою мать и сестёр. До 1944 года был профессором по русской культуре и истории русской духовной жизни Кёнигсбергского университета. Выступал с лекциями в Русском научно-исследовательском институте и в Религиозно-философской академии в Берлине. Во время Второй мировой войны давал у себя приют бывшим военнопленным, гражданам СССР, оказавшимся в Кёнигсберге.
Одновременно в 1926-1938 годы занимал должность профессора православного богословского факультета Варшавского университета. Читал лекции в Оксфордском, Кембриджском, Лондонском университетах. Сотрудничал в основанном Н. А. Бердяевым журнале «Путь» и других периодических изданиях.
В октябре 1931 года участвовал в православно-старокатолической конференции в Бонне, где представлял Польскую православную церковь.
Участвовал в экуменическом движении. Член Палаты Всемирного союза христианских церквей. Сотрудничал с католическим центром «Восточно-христианский очаг» в Брюсселе и действовавшем при нём русскоязычным издательством «Жизнь с Богом», где были опубликованы его книги: «Единый поток жизни» (1973), «О Достоевском» (1972) и «О жизни преизбыточествующей» (1986).
Совместно с Ириной Михайловной Посновой и протопресвитером Валентом Роменским участвовал в подготовке и трансляции радиопередач для советских радиослушателей «Мир и свет жизни» выходивших на частотах Монте-Карло. Преподавал в католических учебных заведениях: Русском центре имени Владимира Соловьева при Фордемском католическом университете, а также в Парижском и Монреальском католических университетах. Состоял в переписке с иезуитом Станиславом Тышкевичем. Документы об этом имеются в архивном фонде при центре «Христианская Россия» в Сериате, Италия.
Сотрудничал с гитлеровцами: в 1933-34 состоял в штурмовом отряде СА, в 1941-42 работал зондерфюрером в Дулаге Кенигсберга.
В 1945-1947 годах жил в Париже, читал лекции в Сорбонне и Католическом университете. Также преподавал в Богословском институте Святого Дионисия.
В 1947 году обосновался в США при помощи Толстовского фонда (тем самым избежал выдачи СССР), преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии, при Колумбийском университете в Нью-Йорке, читал лекции по истории церкви в Монреальском университете. Был председателем Русской академической группы в США в 1971-1977 годах и одним из основателей «Записок русской академической группы в США».
Автор около 40 книг и множества статей по богословию, философии, истории религий, античности, средним векам, эпохе Возрождения и современности.
Умер в Си Клиффе, близ Нью-Йорка 18 декабря 1977 года.

Книги автора
Арсеньев Н. С., В поисках Абсолютного Бога. (1910)
Арсеньев Н. С., Плач по умирающем Боге. (1912)
Арсеньев Н. С., Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения // Журнал Министерства народного просвещения. (1913)
Арсеньев Н. С., Античный мир и раннее христианство. (1922)
Арсеньев Н. С., Современные течения в католицизме и протестантизме в Германии.// Путь. (1925)
Арсеньев Н. С., Об избыточествующей жизни.// Путь. (1926)
Арсеньев Н. С., Пессимизм и мистика в Древней Греции.// Путь. (1926)
Арсеньев Н. С., О духе нашего времени (По поводу последних статей Н. А. Бердяева).// Путь. (1927)
Арсеньев Н. С., О современном положении христианства// Путь. (1927)
Арсеньев Н. С., Лозанская конференция.// Путь.(1928)
Арсеньев Н. С., О литургии и таинстве Евхаристии. (1928)
Арсеньев Н. С., Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. (1929)
Арсеньев Н. С., Религиозные съезды в Ньюкастле и Камбридже// Путь. (1930)
Арсеньев Н. С., Религиозное движение молодежи в Германии// Путь. (1930)
Арсеньев Н. С., Bloch. Priester der Liebe. Die Welt der Chassidim.// Путь.(1930)
Арсеньев Н. С., Православие, католичество и протестантизм. (1930)
Арсеньев Н. С., Движение к единению христианских церквей и проблема современного мира.// Путь. (1931)
Арсеньев Н. С., Об общении с Англиканской Церковью.// Путь. (1932)
Арсеньев Н. С., Современное англиканское богословие.// Путь. (1932)
Арсеньев Н. С., Из жизни Духа. (1935)
Арсеньев Н. С., Das heilige Moskau. (1939)
Арсеньев Н. С., Православие. Католичество. Протестантизм. 2-е изд. (1948)
Арсеньев Н. С., Святая Москва. (1948)
Арсеньев Н. С., Духовные традиции русской семьи.// Православие в жизни. (1953)
Арсеньев Н. С., Из русской культурной и творческой традиции. (1959)
Арсеньев Н. С., Преображение мира и жизни. (1959)
Арсеньев Н. С., Дары и встречи жизненного пути. (1974)
Арсеньев Н. С., О красоте в мире. (1974)
Арсеньев Н. С., О некоторых основных темах русской религиозной мысли 19-го века. // Русская религиозно-философская мысль XX века. (1975)
Арсеньев Н. С., Проблема страдания и искупления. // Вестник РСХД. (1954)
Арсеньев Н. С., О Логосе Божием. // Вестник РСХД. (1956)
Читать далее

Книги

Аудиокниги