Рерих Николай Константинович
Николай Константинович Рерих (Рёрих) (1874-1947) - русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств (1909).
Об авторе:
Родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге в семье известного юриста, принадлежавшего обрусевшему датско-норвежскому роду, обосновавшемуся в России в начале 18 века. В детстве много читал, увлекался историей. В 1891 году друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на его художественные способности и склонность к рисованию и стал первым учителем будущего художника.
В 1893 году окончил частную гимназию Карла Мая, где с ним учились Александр Бенуа, Константин Сомов, Дмитрий Философов, и одновременно поступил в Академию художеств и на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где параллельно посещал лекции на историческом факультете. В Академии художеств с 1895 года учился в мастерской Архипа Куинджи, оказавшего на него большое влияние. В это время тесно общался с художником и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, композиторами Николаем Римским-Корсаковым, Александром Глазуновым, Анатолием Лядовым, Антоном Аренским, художником Ильей Репиным и другими.
Уже в студенческие годы стал членом Русского археологического общества, проводил раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. В археологических экспедициях записывал народный фольклор.
В 1897 году окончил Академию художеств, в 1898 году - университет, и стал заместителем главного редактора журнала Императорского Общества поощрения художеств «Искусство и художественная промышленность». В 1900 году учился в Париже в мастерских художников Пьера Пюви де Шаванна и Фернана Кормона.
В 1901 году получил место секретаря Общества поощрения художеств, с 1906 года - директор Художественной школы Общества поощрения художеств. В 1909 году стал членом Российской академии художеств, в 1910 году был избран председателем российского художественного объединения «Мир искусства».
В 1900-1910 годах Рерих - один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, а так же многих других организаций.
Как археолог Николай Константинович летом 1902 года, при раскопках курганов на озере Пирос, обнаружил сотни фигурных янтарных украшений, свидетельствующих о высокой художественной культуре периода неолита на территории Новгородской и Тверской губерний. Летом 1910 года обнаружил остатки кремля и городской застройки Древнего Новгорода, положившее начало последующим работам. Как художник работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декоративной живописи.
В 1903-1904 годах предпринял путешествие по более чем сорока древнерусским городам, во время которого создал серию этюдов, запечатлевших памятники архитектуры Руси.
В 1906-м создал 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910), четыре эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). Им была оформлена церковь Св. Духа в Талашкине под Смоленском (1911-1914), выполнены панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве (1915-1916). Начиная с 1905 года, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.
Во время знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, в оформлении Николая Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, где Рерих был и соавтором либретто.
Выступал также как мастер книжно-журнальной графики, оформив, в частности, издание пьес Мориса Метерлинка (1909).
С 1918 года жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно - в Индии.
В 1920-1922 годах в Нью-Йорке создал Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские объединения. В 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923-1928 годах предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934-1935 годах - по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 году в Индии был создан Гималайский Институт научных исследований «Урусвати». В 1931-1933 годах в рамках работы института Рерих провел ряд этнографических и ботанических экспедиций по граничащим с долиной Кулу областям Гималаев. Основной темой художественного творчества Рериха в 1920-1940-е годы был Восток. Художник создал серию «Учителя Востока», серию, посвященную образам женщин («Матерь Мира»), природе, древним памятникам культуры и легендам Гималаев. На первый план в его искусстве вышли философские поиски.
Всего Николай Рерих создал свыше 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Богато и литературное наследие Рериха. Он автор сборника стихов «Цветы Мории» (1921), прозаических книг эссеистского и дневникового характера «Пути Благословения» (1924), «Твердыня Пламенная» (1932), «Нерушимое» (1936), «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927-1930) и др. Духовное учение, провозглашенное Николаем Рерихом и его супругой Еленой, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космоса, органической составной частью которого является эволюция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения человеческого духа на Земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является важнейшей задачей земного сообщества.
В 1929 году Николай Рерих обратился к мировому сообществу с инициативой по заключению международного правового пакта о защите культурных ценностей при вооруженных столкновениях.
В 1935 году США и 20 стран Латинской Америки подписали «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший название Пакта Рериха. На основе этого документа в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Награды:
- Кавалер ордена Святого Станислава;
- Кавалер ордена Святой Анны;
- Кавалер Святого Владимира 4-й степени (1913);
- Кавалер югославского ордена Святого Саввы;
- Кавалер ордена Почётного легиона Франции;
- Кавалер королевского шведского ордена Полярной звезды.
В Индии был лично знаком с известными индийскими философами, учёными, писателями, общественными деятелями; продолжал работать над серией картин «Гималаи», составляющей более двух тысяч полотен. Для Рериха горный мир являлся неисчерпаемым источником вдохновения. Художественные критики отметили новое направление в его творчестве и назвали «мастером гор». В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы» и др. Выставки мастера экспонировались в различных городах Индии и их посещало большое количество людей.
После окончания войны художник последний раз запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года ушел из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.
В долине Кулу, на месте погребального костра, был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись:
«Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)»
Дополнительная информация об авторе:
Книги
Иерархия
182 ₽
Посмотреть
О Л. Н. Андрееве. Воспоминания...
57 ₽
Посмотреть
Химават
342 ₽
Посмотреть
Письма Н. К. Рериха к А. Н. Бенуа...
42 ₽
Посмотреть
Письма к И. Э. Грабарю (1938 - 1947 гг.)
38 ₽
Посмотреть
Письма Н. К. Рериха
40 ₽
Посмотреть
Переписка Н. К. Рериха с В. В....
34 ₽
Посмотреть
Переписка Н. К. Рериха с Л. М....
34 ₽
Посмотреть
Из «листов дневника» и...
423 ₽
Посмотреть
Гималаи - обитель Света (1947 г.)
139 ₽
Посмотреть
Дневник Маньчжурской...
90 ₽
Посмотреть
Священный Дозор (1934 г.)
86 ₽
Посмотреть
Держава Света (1931 г.) Владычица...
207 ₽
Посмотреть
Цветы Мории. Поэтический...
53 ₽
Посмотреть
Собрание сочинений (1914 г.)
200 ₽
Посмотреть
Весна священная. Милосердие
36 ₽
Посмотреть
Статьи, притчи, стихотворения,...
89 ₽
Посмотреть
Врата в будущее
126 ₽
Посмотреть
Сердце Азии
105 ₽
Посмотреть
Пути благословения
180 ₽
Посмотреть
Твердыня пламенная
171 ₽
Посмотреть
Нерушимое
151 ₽
Посмотреть
Письма в Америку (1923-1947 гг.)
318 ₽
Посмотреть
Письма в Америку (1923-1947 гг.)
138 ₽
Посмотреть
Пламя (Письмо)
6 ₽
Посмотреть
Алтай–Гималаи: Путевой дневник
95 ₽
Посмотреть
Адамант. Держава Света
91 ₽
Посмотреть
Аудиокниги
Меч Гессар-Хана. Сказки,...
240 ₽
Посмотреть
Пришло время Шамбалы:...
240 ₽
Посмотреть
Алтай – Гималаи:...
240 ₽
Посмотреть
Алтай – Гималаи:...
240 ₽
Посмотреть
Агни-Йога: аудиоиздание. Диск 2
240 ₽
Посмотреть
Агни-Йога: аудиоиздание. Диск 1
240 ₽
Посмотреть
Община: аудиоиздание
240 ₽
Посмотреть
Шамбала. Легенды и сказки:...
240 ₽
Посмотреть