Перцов Петр Петрович
Пётр Петрович Перцов (1868-1947) — русский поэт, прозаик, публицист, издатель, искусствовед, литературовед, литературный критик, журналист и мемуарист. Один из инициаторов символистского движения в русской литературе. Близкий друг Д. Мережковского и В. Розанова, В. Брюсова, Ф. Сологуба и Вяч. Иванова.
Краткая биография:
Родился 16 июня 1868 года, в Казани. Происходил из старинного дворянского рода, был сыном младшего брата из рода Перцовых — Петра Петровича, окончил вторую Казанскую гимназию и в 1887 году поступил на юридический факультет Казанского университета. Литературная деятельность Перцова началась в 1890 году в петербургских газетах «Неделя» и «Новости» с публикации стихов. О ранних стихах Перцова положительно отзывался А. А. Фет. Позднее он становится сотрудником местной (казанской) печати — в газетах «Волжский Вестник» и «Казанский Биржевой Листок».
Сотрудник «Казанского Биржевого Листка» А. И. Иванчин-Писарев, публицист-народник, свёл Перцова с Н. К. Михайловским — будущим редактором журнала Русское богатство, журнала, который в ту пору только-только перешёл в руки либеральных народников. 1892 год был годом окончания университета и началом сотрудничества в журнале народников. Перцов поселился в Петербурге, и ему поручается ведение библиографического отдела. Теперь уже Перцов приглашает к сотрудничеству новых журналистов для «Русского богатства». Благодаря ходатайству Перцова журнал на долгие годы приобретает сотрудничество ведущего критика, литературоведа и библиографа журнала А. Г. Горнфельда. Увлечение народничеством, испытанное П. П. Перцовым, не было прочным. Это был скорее пробный шар, вынужденный опыт журналистской деятельности.
Уже весной 1893 г. Перцов возвращается в Казань и продолжает свою деятельность в «Казанском Биржевом Листке» и «Волжском Вестнике». Одновременно продолжилось сотрудничество в народнической газете «Неделя», и её приложении — журнале «Книжки Недели».
Стихи Перцова здесь печатаются наряду с последними стихами А. М. Жемчужникова, Я. П. Полонского, В. С. Соловьёва и ранними стихами И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта.
В 1894 году, Петр Петрович опять возвращается в Петербург, на почве поэтических интересов знакомится с ранними символистами: В. Я. Брюсовым, Д. С. Мережковским, Ф.Сологубом, которые группировались в то время вокруг журнала «Северный вестник», публикуется в этом журнале.
Вместе со своим двоюродным братом В. В. Перцовым П. П. Перцов выпускает в 1895 году сборник «Молодая поэзия», на обложке которого мы видим имена К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н. М. Минского, Д. С. Мережковского.
В 1896 году он задумывает и издаёт сборник «Философские течения русской поэзии». Перцов-издатель в первую очередь идейный, а не коммерческий издатель. В ту пору его предприятия ещё не находят того сочувствия, который встретил символизм среди читателей через семь-восемь лет. Вообще многоразличные символистские альманахи и сборники будут отличительной чертой модернистской литературы конца XIX — начала XX вв.
П. П. Перцову принадлежит и идея первого сборника критических работ Д. С. Мережковского. В 1897 г. он вышел под названием «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы».
В 1896 г. Перцов познакомился с В. В. Розановым. Несмотря на разницу в годах и литературных пристрастиях, Перцов сумел стать заинтересованным издателем и редактором различных розановских книг.
В 1900—1902 г. функцию символистского органа в какой-то мере выполнял журнал И. И. Ясинского «Ежемесячные сочинения». Но для мэтров символизма, какими считали себя Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, Ясинский был чужим. К этому времени Перцов уже зарекомендовал себя как маститый символистский журналист и издатель. Поэтому в 1902 г. Мережковский и Гиппиус задумывают религиозно-философский и литературный журнал «Новый путь», где функция редактора-издателя само собою отводилась предприимчивому Петру Петровичу. Журнал начал выходить в 1903 г., но после внутриредакционных размолвок летом 1904 г. Перцов вынужден передать руководство журналом Д. В. Философову.
После революции Пётр Петрович жил в Костромской губернии. В местном педагогическом техникуме в 1921—1922 гг. он читал лекции об истории общественных движений XVIII—XIX вв. В Костромском университете курсы по истории русской живописи и о Гоголе. Бывая в Москве наездами, работал в музейном отделе Наркомпроса и в Отделе охраны памятников искусства, занимался спасением художественных ценностей в своей родной Казанской губернии, в столице и Подмосковье; участвовал в собраниях и диспутах интеллигенции. Его литературные интересы в то время сосредоточились на истории русской живописи и архитектуры.
В 1927 году был издан в Москве сборник «Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову (к истории раннего символизма)», в котором опубликованы первые 32 письма Брюсова к Перцову из 173, имевшихся в литературном архиве Петра Петровича. По стилю и содержанию они свидетельствуют о тесных дружеских и литературных отношениях между собеседниками.
Всё это подтверждает то, что Пётр Перцов прочно вошёл в историю русской культуры как видный деятель эпохи Серебряного века, его свидетель и участник.
Сергей Дурылин вспоминает об одиночестве, испытываемом Перцовым в послеоктябрьские годы. Располагая богатейшей коллекцией автографов, он вынужден нищенствовать: Румянцевский музей не интересовался его архивом в полной мере. Денег за доклады о символизме он также не получал, поскольку не являлся научным сотрудником. После начала Великой Отечественной войны бедственное положение писателя ещё более осложнилось.
Пётр Петрович Перцов умер 19 мая 1947 года в Москве.
Книги автора
Перцов П. П., Литературные воспоминания. 1890—1902 гг. Под редакцией А. В. Лаврова. (2002)Перцов П. П., Нация и империя в русской мысли начала XX века. (2004)
Перцов П. П., Введение в Диадологию // Полярность в культуре. Альманах под ред. Д. С. Лихачёва.
Перцов П. П., Венеция. Б.С.Г. (2007)
Перцов П. П., Воспоминания о В. В. Розанове. (1998)
Перцов П. П., Литературные воспоминания: 1890-1902 гг. Предисловие Б.Ф. Поршнева. (1933)