Евсевий Кесарийский (Памфил)

Евсевий Кесарийский (Памфил)

Евсевий Кесарийский (или Евсевий Памфил; 265-339/340) - греческий церковный историк, богослов, «отец церковной истории». Друг императора Константина, с 314 года епископ Кесарии Палестинской. Написал самый древний сохранившийся труд по истории церкви.

Краткая биография:

Родился около 260 или 270 года, в Палестине. Неизвестно, родился ли в христианской семье или же обратился в христианство позднее. Получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, затем учился в Кесарии.
В Кесарии познакомился с трудами Оригена, которые сильно повлияли на его взгляды и литературную деятельность и стал другом учёного-пресвитера Памфилия, который и был основателем богословской школы Кесарии. Памфилий собрал большую библиотеку библейских и патристических трудов.
После обучения в Кесарии, стал преподавателем богословской школы этого города. Памфил и Евсевий с несколькими другими христианами жили в одной комнате, ведя общее хозяйство. В этот период совместно написали несколько книг, большинство из которых не сохранились. В это же время Евсевий начал скрупулёзное исследование всех документов, касающихся происхождения христианства.
В 309 году во время гонений при Диоклетиане, Памфилий после двухлетнего заключения погиб как мученик, а Евсевий покинул Кесарию и совершил путешествие в Тир, а затем в Египет. Во время своего путешествия был очевидцем жестоких действий властей во время этих гонений. Вскоре и он был заключён в тюрьму, но через короткое время его освободили. Во время этого гонения Евсевий сохранил книги Кесарийской библиотеки и обогатил её новыми коллекциями рукописей, приобретённых им во время своего путешествия по Финикии, Египту и Фиваиде. Хотя библиотека не уцелела до позднейшего времени, многочисленные ценные отрывки из несохранившихся в целом виде произведений христианской литературы имеются в сочинениях самого Евсевия.
В этот период Евсевий занимался составлением пятитомника «Защита Оригена», к которому после смерти Памфила прибавил 6-й том и закончил свой главный труд «Церковная история».
В 311 году гонения закончились и Евсевий после освобождения вернулся в Кесарию, где в 315 году был избран епископом. Диоцез Евсевия, центром которого была Кесария, занимал всю Палестину. После того, как Евсевий был выбран епископом, ему пришлось собирать рассеянную гонениями церковь и исполнять некоторые административные обязанности.
Когда в 318 году разгорелся арианский спор, Евсевий остался в стороне, сохраняя нейтралитет. До Никейского собора Евсевий в некотором смысле симпатизировал Арию и некоторые современники обвиняли его в ереси. Во время Никейского собора предложил ортодоксальный, но достаточно абстрактный вариант символа веры. Несмотря на это, подписал окончательный вариант Никейского символа веры, никогда не отвергал его, и впоследствии публично рекомендовал его пастве своего диоцеза.
В 331 году, после смещения патриарха Антиохийского Евстафия, Евсевию предложили взять на себя управление Антиохийским патриархатом, но отказался, потому что хотел заниматься литературной деятельностью.
В 335-м состоялся Тирский собор, на котором Евсевий был назначен председателем. На этом соборе он выступил против Афанасия Великого и в результате собора Афанасий был смещён. Известно, что во время обсуждения епископ Потамон из Гераклеи, который вместе с Евсевием находился в тюрьме во время гонений Диоклетиана, упрекал епископа за выступление против Афанасия. Высказывая свои упрёки, Потамон обвинил Евсевия в трусости и неверности. Такое подозрение было высказано в связи с тем, что перед тем, как выпустить Потамона из тюрьмы, гонители выкололи ему один глаз, в то время как Евсевий был отпущен невредимым. Исходя из этого Потамон высказал предположение, что Евсевий либо совершил жертвоприношение римским богам, либо пообещал сделать это и потому его отпустили, не сделав ему вреда.
Евсевий был другом императора Константина Великого. Во время его правления был одним из придворных богословов. Константин часто прислушивался к его советам, приглашал за стол, слушал его проповеди, написал ему несколько посланий и доверил надзор за копиями Писания, которые использовались в церквях Константинополя.
В 336 году, при праздновании тридцатой годовщины правления императора Константина, Евсевий произнёс панегирик, полный самых помпезных гипербол в адрес добродетелей императора. После смерти Константина в 337 году Евсевий в своём произведении, приуроченному к этому событию, снова прославил заслуги императора, умалчивая о его преступлениях.
Умер в 340 году, до самой смерти оставаясь епископом Кесарии Палестинской.

Книги автора

Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. (1998)
Евсевий Памфил. О названиях местностей, встречающихся в священном писании. Блаженного Иеронима, пресвитера Стридонского. О положении и названии еврейских местностей. (1894)
Евсевий Памфил. Сочинения Евсевия Памфила, т. 1-2. (1848-1849)

Читать далее

Книги