Верхарн Эмиль

Верхарн Эмиль

Эмиль Верхарн (1855-1916) - бельгийский франкоязычный поэт и драматург, один из основателей символизма.

Об авторе:

Родился 21 мая 1855 года во франкоязычной фламандской семье среднего класса. С детства говорили на фламандском наречии, которое в то время не преподавалось в школах. В 11 лет его отправили учиться в Гент, в иезуитский интернат, где он стал абсолютным франкофоном. Затем учился на юридическом факультете Лёвенского университета, где сблизился с кругом писателей, стоявших у истоков «Молодой Бельгии». В студенческих журналах опубликовал первые статьи.
По окончании учёбы некоторое время работал юристом; посещал еженедельный салон Эдмона Пикара, где собирались молодые писатели и художники-авангардисты. В конце концов, разобрав всего два дела, решил полностью посвятить себя литературе. Публиковал стихи и статьи об искусстве, в которых поддерживал молодых художников, в том числе Дж. Энсора.
В 1883 выпустил первый поэтический сборник «Фламандки», вдохновлённый работами Я. Йорданса, Д. Тенирса-старшего, Я. Стена. Ранняя поэзия Верхарна, воспевавшая чувственную красоту фламандской женщины и склонная к натурализму, была восторженно встречена авангардистскими кругами, но на его малой родине вызвала скандал; его родители даже пытались скупить с помощью местного священника весь тираж и уничтожить его.
Неудача следующего сборника «Монахи» (1886) и проблемы со здоровьем привели поэта к глубокому внутреннему кризису, результатом которого стала т. н. «трагическая трилогия»: «Вечера» (1887), «Крушения» (1888), «Чёрные факелы» (1890), в которой Верхарн впервые всерьёз обратился к символизму и мистицизму.
24 августа 1891 года женился на Марте Массен, талантливой художнице-акварелистке из Льежа. Ей посвящена проникновенная лирическая трилогия: «Светлые часы» (1896), «Послеполуденные часы» (1905), «Вечерние часы» (1911).
После сборника «Поля в бреду» (1893) последовали «Города-спруты» (1895), где обозначилось обращение Верхарна к урбанизму и противопоставление погибающей деревни всепожирающему городу-гиганту.
В 1898 году переехал в Сен-Клу, путешествовал с лекциями по Европе. На рубеже веков поэт обрёл мировую известность, его произведения были переведены более чем на 20 языков. В ноябре-декабре 1913 года посетил Россию.
С началом Первой мировой войны, оказавшей на него сокрушительное воздействие, уехал в Англию, где получил почётные степени от нескольких университетов. В изгнании опубликовал сборник «Алые крылья войны» о трагедии маленькой Бельгии, ставшей жертвой агрессора.
Погиб 27 ноября 1916 года на Руанском вокзале: толпа вытеснила его с перрона под колёса отходившего поезда. Французское правительство собиралось почтить Верхарна погребением в Пантеоне, но семья отказалась, и поэта похоронили на военном кладбище Адинкерке (коммуна Де-Панне). В разгар войны, из-за опасности наступления противника, останки Верхарна были перевезены в Вулверингем и в 1927 окончательно захоронены на его малой родине, в Синт-Амандсе, где с 1955 действует Провинциальный музей Эмиля Верхарна.

Дополнительная информация об авторе:
Большая Советская энциклопедия
Книги автора

Русские переводы и издания:
Э. Верхарн. Монастырь.
Э. Верхарн. Стихи о современности в переводе Валерия Брюсова. (1906)
Э. Верхарн. Елена Спартанская. (1909)
Э. Верхарн. Зори. (1909)
Э. Верхарн. Издыхающие равнины. Города-чудовища. (1909)
Э. Верхарн. Безумие полей ("Les campagnes hallucinées" 1893). (1914)
Э. Верхарн. Собрание стихов. 1883-1915 г. (1915)
Э. Верхарн. Окровавленная Бельгия. (1916)

Читать далее

Книги