Кальдерон де ла Барка Педро
Педро Кальдерон де ла Барка (часто сокращённо - Кальдерон, полное имя - Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо; 1600-1681) - испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений испанской литературы золотого века.
Об авторе:
Родился 17 января 1600 года в Мадриде (Испания), в семье дона Диего Кальдерона, секретаря казначейства, дворянина средней руки. Мать - Анна Мария де Энао была дочерью оружейника родом из Фландрии. Отец готовил его к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Тем не менее, в 1620 году Кальдерон оставил учёбу ради военной службы.
По некоторым сведениям, в 1625-1635 годах служил в испанских войсках в Италии и Фландрии, однако есть свидетельства и о его пребывании в Мадриде в этот период.
Как драматург дебютировал пьесой «Любовь, честь и власть» (1623) и ко времени смерти своего великого предшественника и учителя, Лопе де Вега, последовавшей в 1635 году, уже считался первым драматургом Испании. Кроме того, получил признание при дворе. Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра, устроенного в недавно сооружённом дворце Буэн-Ретиро. Кальдерону были предоставлены услуги лучших на то время музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных в бытность Кальдерона придворным драматургом, заметно использование сложных сценических эффектов. Например, пьеса «Зверь, молния и камень» (1652) была представлена на острове посреди озера в дворцовом парке, а зрители смотрели её, сидя в лодках.
В 1640-1642 годах, исполняя воинские обязанности в составе роты кирасир, сформированной графом-герцогом Оливаресом, участвовал в подавлении «Восстания жнецов» (национально-сепаратистского движения) в Каталонии. В 1642 году по состоянию здоровья оставил военную службу и через три года удостоился пенсии. В дальнейшем стал терциарием ордена св. Франциска, а в 1651 году был рукоположён в священники; вероятно, это было вызвано событиями в его личной жизни (смерть брата, рождение незаконного сына), о которых сохранилось мало достоверных сведений, а также начавшимися гонениями на театр.
После рукоположения отказался от сочинения светских пьес и обратился к autos sacramentales - аллегорическим пьесам на сюжеты, заимствованные главным образом из Библии и Священного Предания, драматически иллюстрирующим таинство Евхаристии. В 1663 году назначен личным духовником Филиппа IV (королевским капелланом); эту почётную должность за Кальдероном сохранил и преемник короля, Карл II. Несмотря на популярность пьес и благоволение королевского двора, последние годы Кальдерона прошли в заметной бедности.
Умер в Мадриде 25 мая 1681 года.
Основные произведения:
«Стойкий принц» (El príncipe constante, драма чести, 1629)
«Дама-невидимка» («Дама привидение») (La dama duende, комедия, 1629)
«Поклонение кресту» (La devoción de la Cruz, философская драма, 1634)
«Жизнь есть сон» (La vida es sueño, философская драма, 1635)
«Врач своей чести» (El médico de su honra, драма чести, 1635)
«Волшебный маг» (El mágico prodigioso, философская драма, 1635)
«Чистилище святого Патрика» (El purgatorio de San Patricio, философская драма, 1643)
«Саламейский алькальд» («Алькад в Саламее») (El alcalde de Zalamea, драма чести, ок. 1645)
«Великий театр мира» (El gran teatro del mundo, ауто, 1649)
«В тихом омуте…» (Guárdate del agua mansa, комедия, 1649)
Русские переводы:
Сочинения Кальдерона. Перевод с испанского К. Д. Бальмонта. Вып. 1-3. (1900, 1902, 1912)
Пьесы. В 2-х тт. (1961)
Драмы. В 2-х книгах. (1989)