Дюма-отец Александр
Об авторе:
Родился 24 июля 1802 года в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Виллер-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.
Детство, отрочество и юность провёл в родном городе Виллер-Котре в департаменте Эна. Там подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров.
Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа
Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Лёвеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.
Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при «Комеди Франсез» барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене «Комеди Франсез».
Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорождённого сына Александра, за два месяца написал пьесу на новую тему - драму в пяти актах «Генрих III и его двор». Актёры «Комеди Франсез» после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор попросили принять её к постановке вне очереди. Премьера прошла успешно и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма. Публика из третьего сословия восприняла спектакль, как развенчание авторитета монархии. Стендаль в своей рецензии писал: «В драме, конечно, есть большие недостатки; тем не менее она захватывающе интересна, и представление её можно считать самым замечательным событием этой зимы». И. В. Гёте после её просмотра заметил, что она «превосходна, но публике не по зубам».
Вслед за «Генрихом III» Дюма написал ряд известных драм и комедий, пользовавшихся громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни». Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.
Его пьеса «Антони» была основана на обстоятельствах личной жизни - в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в пьесе в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась в мае 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен с Дорваль и Бокажем в главных ролях и «наделала не меньше шуму, чем премьера „Эрнани“» Гюго.
Летом 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри. С первых же дней революции принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе Национальной гвардии.
В июне 1832 года в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма, который был лично знаком с ним, по просьбе родственников покойного возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Когда полиция стала разгонять толпу, произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности, конечно, этого не было, но Дюма угрожал арест. По совету друзей покинул Францию и отправился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция» (1833).
В 1830-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (1835). Исторической основой послужили записки Фруассара, «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.
В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье, продолжая при этом быть в связи со многими другими женщинами (Белль Крельсамер, от которой он официально имел дочь Мари Александрин, Селестой Скриванек, Луизой Бодуэн, Анной Бауэр, Беатрис Пьерсон). Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен.
Дюма много зарабатывал, но и много тратил, чтобы вести роскошный образ жизни. В 1847 году им была отстроена усадьба (шато) около Порт-Марли, названная Монте-Кристо. Издавал журналы и создал собственный Исторический театр (оба эти предприятия закончились неудачно). После переворота 1851 года оказался в опале, от кредиторов бежал в Брюссель, где начал писать мемуары, которые по своим художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям.
В 1853 году, вернувшись в Париж, основал газету «Мушкетёр» (просуществовавшую до 1857 года), в которой печатал свои мемуары.
1850-е годы в творчестве Дюма ознаменовались интересом к России - и в особенности к творчеству Михаила Лермонтова: в своей газете «Мушкетёр» Дюма напечатал с продолжением перевод «Героя нашего времени» и лично перевёл на французский несколько лермонтовских стихотворений.
Во время борьбы за объединение Италии провёл три года в этой стране, где издавал газету Indipendente; поддерживал дружеские отношения с Гарибальди (собратом по масонской ложе). В конце жизни Дюма - известный в своё время гурман - работал над поваренной книгой («Большой кулинарный словарь»).
Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный, он успел добраться до дома сына под Дьепом, где 5 декабря 1870 года и скончался. После смерти был похоронен в коммуне Виллер-Котре. В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.
Историко-приключенческие романы и повести:
Граф Монте-Кристо (Le comte de Monte Cristo; 1844-1846; роман)
Циклы:
Трилогия о мушкетерах (La Trilogie des Mousquetaires; 1844; 1845; 1847-1850; романы)
Трилогия о Генрихе Наваррском (Трилогия о Валуа) (La Trilogie des Valois; 1845; 1846; 1847; романы)
Время Регентства (Régence; 1841-1842; романы)
Записки врача (Mémoires d’un médecin; 1845-1846; 1846-1848; 1849-1850; 1851; 1852-1856; романы)
XVI век (1843; 1846; 1858 или 1854; романы)
Соратники Иегу (Les Compagnons de Jéhu; 1857; 1867; 1869; романы)
Революция (1862; 1858; 1831; романы)
Наполеоновская эра (1854; роман)
Царствования Филиппа VI и Эдуарда III Английского (Règnes de Philippe VI et d'Édouard III d’Angleterre; 1836; романы)
Роман о Неаполитанской революции 1798-1800 гг. (1863-1865; роман-эпопея)
Савойский дом (La Maison de Savoie; 1852; 1855; 1864; 1856; романы)
Парижские могикане (Les Mohicans de Paris; 1854-1855; 1855-1859; роман-эпопея)
Исаак Лакедем (Isaac Laquedem; 1853; 1837; роман-эпопея)
Сир де Жиак (Le Sire de Gyac; 1836; рассказ)
Робин Гуд (Robin Hood; 1863; роман)
О Средневековье (1835; 1842; 1846)
О современности автора:
Амори (Amaury; 1844; роман)
Габриель Ламбер (Gabriel Lambert; 1844; повесть)
Любовное приключение (Une Aventure d’amour : un voyage en Italie; 1859 - 1860; повесть)
Приключения Джона Дэвиса (Aventures de John Davys; 1839; роман)
Катрин Блюм (Catherine Blum; 1854; роман)
Учитель фехтования (Memoires d’un maitre d’armes; 1840; роман)
Госпожа де Шамбле (Мадам де Шамбле) (Madame Chamblay, ou Ainsi soit-il!; 1858; роман)
Жорж (Georges; 1843; роман)
Прусский террор (La Terreur prussienne, souvenirs dramatiques; 1867; роман)
Сын каторжника (Господин Кумб) (Le Fils du forçat, ou Monsieur Coumbes, ou Histoire d’un cabanon et d’un chalet; 1859; роман)
Исторические хроники:
Галлия и Франция (Gaule et France) (1833; очерк)
Жанна д' Арк (Жанна девственница)» (Jeanne la pucelle, 1429—1431) (1842; очерк)
Карл Смелый (Charles le Téméraire) (1857; очерк)
Дорога в Варенн (La Route de Varennes) (1858; очерк)
Драма 93-го года» очерк (1858)
Наполеон (Бонапарт) (Napoléon) (1839; очерк)
Последний король французов: очерк
Цезарь: очерк
Медичи (Les Médicis) (1845; очерк)
Стюарты (Les Stuarts) (1840; очерк)
Гарибальдийцы (Mémoires de Garibaldi) (1862; очерк)
Регентство: очерк
Великие люди в домашнем халате:
Генрих IV (Henri IV) (1855) очерк
Людовик XIII и Ришелье (Louis XIII et Richelieu) (1856) очерк
Людовик XIV и его век (Louis XIV et son siècle) (1844) очерк
Людовик XV и его двор (Louis XV et sa cour) (1849) очерк
Людовик XVI и революция: очерк
Преступление и наказание:
Адская бездна («Le trou de l’enfer») роман (1850)
Бог располагает («Dieu dispose») роман (1851)
Сотворение и искупление:
Таинственный доктор («Le Docteur mystérieux») (1870) роман
Дочь маркиза («La Fille du Marquis») (1870) роман
Прочее:
«Ашборнский пастор» (Le Pasteur d’Ashbourn) (1853) роман
«Блек (Блек)» (Black) (1858) роман
«Воды Экса» (Les Eaux d’Aix) (1833) повесть
«Голубка» (La Colombe, 1850) повесть
«Женитьбы папаши Олифуса» (Les Mariages du Père Olifus) (1849) повесть
«Женская война» (La Guerre des femmes, 1845) роман
«Жиль Блас в Калифорнии» (Un Gil Blas en Californie (Californie: Un an sur les bords du San Joaquin et du Sacramento)) (1852) повесть
«Замок Эпштейнов (Альбина)» «Le Château d’Eppstein» (1843) роман
«Инженю» «Ingénue» (1854) роман
«Исповедь маркизы» «Lts Confession de la marquise» (1855-1857) роман
«Исповедь фаворитки» (Souvenirs d’une favorite (Confessions d’une favorite; Les Amours de Lady Hamilton)) (1863-1864) роман
«История моих животных» (Histoire de mes bêtes) (1855-1866)
«Капитан Памфил» (Le Capitaine Pamphile) (1839) роман
«Капитан Поль» (Le Capitaine Paul) (1838) роман
«Княгиня Монако» (Vie et Aventures de la princesse de Monaco) (1854) роман
«Консьянс блаженный» (Conscience l’innocent (Dieu et Diable; Le bien et le mal)) (1852) роман
«Корсиканские братья (Корсиканское семейство)» (Les Frères corses) (1844) роман
«Красный сфинкс» (Le Comte de Moret (Le Sphinx Rouge)) (1865-1866) роман
«Мадам Лафарг» (Madame Lafarge)
«Маркиза д’Эскоман» (La Marquise d’Escoman) (1860) роман
«Метр Адам из Калабрии» (Maître Adam le calabrais) (1839) повесть
«Монсеньер Гастон Феб» (Monseigneur Gaston Phoebus. Chronique dans laquelle est racontee l’histoire du demon familier du Sire de Corasse) повесть (1838)
«Ночь во Флоренции» (Une nuit à Florence sous Alexandre de Médicis) (1861) роман
«Огненный остров» (L'Île de feu (Le Médecin de Java)) (1859) роман
«Олимпия Клевская» (Olympe de Clèves) (1852) роман
«Отон-лучник» (Othon, l’archer) (1839) повесть
«Охотник на водоплавающую дичь» (Le chasseur de sauva-gine)(1858) роман
«Папаша Горемыка» (1860)
«Парижане и провинциалы» (Parisiens et provinciaux) (1866) роман
«Паскуале Бруно» (Pascal Bruno) (1837) повесть
«Пират» (1856)
«Полина» (La Salle d’armes / Pauline, 1838) роман
«Предводитель волков (Волчий вожак)» (Le Meneur de loups) (1857) роман
«Приглашение к вальсу» (L’Invitation à la valse) (1857)
«Роман о Виолетте» (Le Roman de Violette) (1870) повесть
«Сальтеадор» (El Salteador) (1854) роман
«Сесиль (Подвенечное платье)» «Cécile ou la Robe de noces» (1843) роман
«Сильвандир» «Sylvandire» (1843) роман
«Фернанда» «Fernande» (1844) роман
«Чёрный тюльпан» «La tulipe noire» (1850) роман
«Шевалье де Мезон-Руж (Кавалер Красного замка)» (Le Chevalier de Maison-Rouge) (1845-1846) роман
«Яков Безухий» (1860)
Сборники:
«Знаменитые преступления» (Les Crimes célèbres, 1839-1841)
«Тысяча и один призрак» (Les Mille et Un Fantômes)
«Драмы на море» (Les Drames de la mer)
«Записки полицейского (Записки полицейского, или Девять уголовных следствий)» (Stories of a Detective) (1859)
«Воспоминания Антони» (Souvenirs d’Antony) (1835-1844)
«Пракседа» (Praxède) (1841)
«Современные новеллы» (Nouvelles contemporaines) (1826)
Рассказы, не вошедшие в циклы или в сборники:
«Елена» рассказ
«Карл Великий» (Chronique de Charlemagne) (1842) рассказ
«Пипин Короткий» (Chronique de Roi Pépin) (1842) рассказ
Невероятная история (Histoire d’un mort racontée par lui-même (Invraisemblance)) (1844) рассказ
Ловля сетями (La Pêche aux filets) (1845) рассказ
Эрминия (Амазонка) (Herminie (Une Amazone)) (1845) рассказ
Шкаф красного дерева (L’armoire d’acajou) (1868) рассказ
Самоотверженность бедняков (Le Dévouement des pauvres. Petite histoire en quatre ou cinq chapitres) (1868) очерк
Путевые впечатления:
«Путевые впечатления (Швейцария)» (1832)
«15 дней на Синае (Путешествие в Египет)» очерк
««Быстрый», или Танжер, Алжир и Тунис» (Le Veloce ou Tanger, Alger et Tunis) (1851) очерк
«Валахия» очерк
«Вила Пальмьери» (La Villa Palmieri) (1843) очерк
«В России (Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию)» (De Paris à Astrakan: Nouvelles impressions de voyage) (1862) очерк
«Письма из Санкт-Петербурга» (Lettres sur le servage en Russie) (1859) очерк
«В Швейцарии» (Impressions de voyage : Suisse) (1851) очерк
«Год во Флоренции» (Souvenirs de voyage : Une année à Florence) (1841) очерк
«Из Парижа в Кадис» (Impressions de voyage : De Paris à Cadix) (1847) очерк
«Кавказ» (Le Caucase: Impressions de voyage; suite de En Russie) (1859) очерк
«Капитан Арена» (Le Capitaine Arena) (1842) очерк
«Корриколо» (Le Corricolo) (1842) очерк
«Прогулки по берегам Рейна» (Excursions sur les bords du Rhin) (1841) очерк
«Сперонара» (Le Speronare) (1842) очерк
«Счастливая Аравия» (1857) очерк
«Юг Франции» (Nouvelles Impressions de voyage (Midi de la France)) (1841) очерк
Автобиографическая проза:
Вандейские записки (1830)
Мои мемуары
Новые мемуары
Театральные воспоминания
«Жизнь артиста (Скитания и приключения одного актера)» (Une vie d’artiste (1854)
«Мертвые обгоняют нас» (Les morts vont vite) (1861)
Очерки:
Беседы
«Итальянцы и фламандцы (История живописи)» очерк
«Девочки, содержанки и куртизанки (Проститутки, лоретки, куртизанки)» (Filles, Lorettes et Courtisanes, 1843) очерк
«Папа перед Евангелиями» очерк
«Последний год Мари Дорваль» (1849)
«О происхождении разбоя…» (1862)
Сказки:
Сборник «Папаша Жигонь (Сказки папаши Клуши)» (Le Père Gigogne) (1845-1860)
Сборник «Сказочник» (L’Homme aux contes) (1857-1860)
Сказки разных лет
Пьесы и другие театральные постановки:
«Стратсбургский майор» (1821) пьеса
«Охота и любовь» «La Chasse et l’Amour» (1825)
«Свадьбы и похороны» «La Noce et l’Enterrement» (1826)
«Генрих III и его двор» «Henri III et sa cour» (1829)
«Кристина» «Christine, ou Stockholm, Fontainebleau et Rome» (1830)
«Антони» «Antony» (1831)
«Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции» «Napoléon Bonaparte ou Trente Ans de l’Histoire de France» (1831)
«Карл VII среди своих крупных вассалов» «Charles VII chez ses grands vassaux» (1831)
«Тереза» «Teresa» (1831)
«Нельская башня» «La Tour de Nesle» (1832)
«Ричард Дарлингтон (Ричард Дарлингтон. Член парламента)» «Richard Darlingtonпьеса» (1832)
«Анжела» «Souvenirs d’Anthony» (1833)
«Екатерина Говард» «Cathérine Howard» (1835)
«Кин, гений и беспутство» «Kean» (1836)
«Пикильо» «Piquillo» комедийная опера
«Калигула» «Caligula» (1837) пьеса
«Мадемуазель де Бель-Иль» «Mademoiselle de Belle-Isle» (1839) комедия
«Алхимик» «L’Alchimiste» (1839) пьеса
«Лео Буркарт» «Léo Burckart» (1839) пьеса
«Брак при Людовике XV» «Un mariage sous Louis XV» (1841) пьеса
«Лоренцо» «Lorenzino» (1842) пьеса
«Галифакс» «Halifax» (1842) пьеса
«Воспитанницы Сен-Сирского дома» «Les demoiselles de Saint-Cyr» (1843) комедия
«Луиза Бернард» «Louise Bernard» (1843) пьеса
«Поместье Дамбик» «Le Laird de Dumbiky» (1844) пьеса
«Мушкетёры» (1845) пьеса
«Дочь регента» (1845)
«Катилина» «Catilina» (1847) пьеса
«Королева Марго» (1847)
«Шевалье де Мезон-Руж» «Le Chevalier de Maison-Rouge» (1847) пьеса
«Гамлет, принц Дании» «Hamlet, prince de Danemark» (1848) пьеса
«Молодость мушкетёров» (1849)
«Охота в Шастре» «La Chasse au chastre» (1850) пьеса
«Три антракта к „Любви-целительнице“» (1850) комедия
«Вампир» «Le Vampire» (1851) пьеса
«Бенвенуто Челлини» (1852)
«Молодость Людовика XIV» «La Jeunesse de Louis XIV» (1854) пьеса
«Мраморный Резец» «Le Marbrier » (1854) пьеса
«Сознание» «La Conscience » (1854) пьеса
«Башня Сен-Жак» «La Tour Saint-Jacques » (1856) пьеса
«Сын ночью или пират» «Le Fils de la nuit ou le Pirate » (1856) пьеса
«Роман Эльвиры» «Le Roman d’Elvire » (1856) комедийная опера
«Приглашение на вальс» «L’Invitation à la valse » (1857) пьеса
«Заговор на изнанку» «L’Envers d’une conspiration » (1860) пьеса
«Лесничие» (1858) пьеса
«Парижские могикане» (1865)
«Узники Бастилии» (1865) пьеса
«Граф Германн» пьеса
Поэзия:
«Той самой...» стихотворение
Словари:
«Большой кулинарный словарь» (Le grand dictionnaire de cuisine) 1873 словарь