Полевой Ксенофонт Алексеевич
Ксенофонт Алексеевич Полевой (1801-1867) — русский писатель, литературный критик, журналист, книгоиздатель. Младший брат писательницы Е. А. Авдеевой и писателя, драматурга, критика, историка Н. А. Полевого.
Краткая биография:
Ксенофонт Алексеевич Полевой родился 1 августа 1801 года в Иркутске, в семье курского купца Алексея Евсевиевича Полевого. Родители и старший брат Николай оказали большое влияние на становление Ксенофонта. Алексей Евсевиевич основал первую в Восточной Сибири фаянсовую мастерскую, занимался винными откупами, был страстным книголюбом, собрал в доме множество книг, выписывал из Москвы, Санкт-Петербурга газеты и журналы.
Дом Полевых стал как бы культурным центром Иркутска. Список замечательных людей, с которыми был лично знаком Алексей Евсевиевич, включал громкие имена: востоковед Н. Я. Бичурин, первый русский посол в Японии Н. П. Резанов, Г. И. Шелихов и другие. В такой насыщенной культурной атмосфере прошло детство Ксенофонта.
Систематического образования ни Николай, ни Ксенофонт не получили. Читать и писать их научила старшая сестра, Екатерина. Ксенофонт занимался самообразованием, самостоятельно изучал иностранные языки, историю.
В 1811 году семья Полевых выехала из Иркутска. Алексей Евсевиевич намеревался обустроиться в Москве, но из этого ничего не вышло, и семья осела в Курске. В начале 20-х годов Ксенофонт переезжает в Москву, где уже живет его брат, и отдается литературной деятельности.
Ксенофонт всю жизнь был другом и соратником Николая, разделял все идейные убеждения и литературную программу своего брата. В 1824 году Николай Полевой получил разрешение на издание журнала «Московский телеграф». Браться много обсуждали, каким он должен быть. В одном Полевые были едины: это должен быть энциклопедический журнал, охватывающий самые разнообразные стороны жизни. Журнал должен быть популярным, чтобы каждый читатель смог найти в нем то, что его интересует: от последних известий из-за границы до светских новостей, моды и т. п. В разные годы в «Московском телеграфе» публиковали свои сочинения Пушкин, Баратынский, Вяземский, Жуковский, Крылов, Даль. Широко в журнале была представлена и зарубежная литература. «Московский телеграф» пользовался невиданным успехом у читателей.
С «Московским телеграфом» связаны лучшие годы жизни и творчества Ксенофонта. С первого номера журнала он стал его деятельным сотрудником. Поначалу выполнял повседневную журналистскую работу, а также занимался переводами, писал рецензии в отделе библиографии, заметки. С годами его роль в делах редакции увеличилась. На Ксенофонте Полевом лежали главные обязанности по критическому отделу. Перу Ксенофонта принадлежит большое количество рецензий, критических статей. Большой резонанс получили критические статьи: «О русских романах и повестях», «Взгляд на два обозрения русской словесности 1829 года», «О направлениях и партиях в литературе», «О новом направлении в русской словесности».
Эти журнальные выступления выдвинули Ксенофонта Полевого в ряд ведущих критиков своего времени. В них были подняты важные вопросы: писатель и время, средства художественного выражения действительности, современность литературного творчества, цели и задачи литературной критики и другие. С 1831 года Ксенофонт Полевой становится фактическим редактором, по существу руководителем журнала. Именно при К. Полевом он окончательно превращается в трибуну буржуазной оппозиции. Литературно-критическое наследие Ксенофонта Полевого поры «Московский телеграф», к сожалению, не собрано, и объем его до сих пор не установлен. Дело в том, что свои статьи и рецензии критик подписывал редко, предпочитал печатать их анонимно или под псевдонимами.
После запрещения журнала Ксенофонт Полевой еще несколько лет жил в Москве. В 1835-1844 годах он редактировал «Живописное обозрение». В 5-й части «Живописного обозрения» была помещена статья К. Полевого «А. С. Грибоедов» для первого издания произведения «Горе от ума». Статья Ксенофонта Алексеевича явилась первой биографией писателя, адресованной самому широкому читателю. В биографии Грибоедова собраны все сведения, какие только мог собрать её сочинитель. Статья Полевого явилась следствием глубокого интереса автора к жизни замечательных людей. Интерес пробудился уже в раннем детстве, и позднее братья Полевые не раз обращались к этой теме, искали лучшие формы жизнеописаний.
Николай Полевой создал ряд интереснейших биографий, но именно Ксенофонт стал основателем нового литературного жанра - беллетризованная биография. Двухтомная беллетризованная биография М. Ломоносова вызвала широкий интерес у читателей. Отношение критики к ней было различно. Многим казалось недопустимым домысливание автором многих подробностей, не подтвержденных документально. За это Ксенофонта критиковали довольно резко не только в России, но и за границей. И, напротив, многие горячо приветствовали выход книги и сам выбор темы. «Доселе у нас не было биографии Ломоносова…, - писал Белинский, - его жизнь, труд рассказаны Полевым так просто, благородно, увлекательно, с таким одушевлением... Вы читаете не компиляцию, не сбор фактов, а видите живую и полную картину... Это ПОЭТИЧЕСКАЯ биография, принадлежащая и к науке, и к искусству - род совершенно новый, оригинальный». Создание «поэтической» биографии Белинский объявил «изобретением» Ксенофонта Полевого - изобретением «совершенно позволительным и законным».
В 1849 году Ксенофонт Полевой переехал в Петербург. Литературная общественность была настроена к нему недоброжелательно. Несмотря на свой несомненный журналистский талант, Ксенофонт не сумел увидеть изменения, которые происходили в стране. Это был период большого духовного подъема. Рупором новых идей становятся Белинский, Герцен. Передовые люди выступалм за отмену крепостного права и другие коренные реформы в России. Увы, в этот важный период Ксенофонт Полевой оказался в стане реакционеров. В Москве он был правой рукой своего брата, передового журналиста, ... вместе с братом постоянно воевал с Гречем и Булгариным. В Петербурге же К. Полевой сошелся с Гречем, став защитником его мнений.
Ксенофонт Полевой сотрудничал в «Северной пчеле», резко выступал против Белинского, Герцена. В ответ на его статьи появлялись эпиграммы, которые он болезненно воспринимал.
С 1850 года Ксенофонт Полевой отошел от литературной деятельности и занялся составлением мемуаров. Основным итогом его работы стали «Записки о жизни и сочинениях Н. Полевого». Ксенофонт Полевой считал своим долгом сохранить добрую память о брате. Писал свои воспоминания он долго. Полностью они вышли в 1888 году. Умер Ксенофонт Алексеевич Полевой в одиночестве 21 апреля 1867 года в родовом имении в селе Тюхменево, близ города Вязьмы. Он оставил заметный след в русской журналистике, способствовал развитию литературной критики, стал создателем необычайно популярного в наши дни жанра художественной биографии. Его творческая деятельность видного критика 30-х годов 19 века, журналиста и мемуариста мало исследована и ждет дальнейшего изучения.
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Полевой К.А. Записки Ксенофонта Алексеевича Полевого. (1888)Полевой К.А. Михаил Васильевич Ломоносов. (1836)
Полевой К.А. Первая книга для чтения после азбуки. (1952)
Полевой К.А. Разбор книги. Опыт исторической грамматики русского языка г. Буслаева. (1859)
Полевой К.А. Руководство для молодых людей, назначающих себя к торговым делам. (1847)
Полевой К.А. Споры о грамматике и языке. (1957)
Полевой К.А. Юбилей пятидесятилетней литературной деятельности Николая Ивановича Греча. 27 дек. 1854. (1855)