Шварц Евгений Львович
Об авторе:
Родился 21 октября 1896 года в Казани, в семье Льва Борисовича Шварца, студента-медика (позже земский врач-хирург), из мещанской еврейской семьи, поселившегося после поступления в 1892 году в Императорский Казанский университет в Казани, и Марии Фёдоровны Шелковой, слушательницы акушерских курсов.
В 1898 году почти сразу после окончания университета и после полугодичного ареста в Дмитрове по подозрению в революционной агитации среди рабочих Алафузовских фабрик в Казани под гласный надзор полиции отец был выслан из города и на протяжении нескольких лет семья часто меняла места жительства (Дмитров, Армавир, Рязань, Екатеринодар, Ахтырская) пока (не позднее 1906 года) не осела в Майкопе (здесь отец служил врачом городской больницы и женской гимназии). В 1909-1911 годах отец работал врачом городской амбулатории в Баку (с 1909 года он называл себя Львом Васильевичем).
Уже в 8 лет мальчик был уверен, что станет писателем. Впрочем, имея ужасный почерк, стеснялся сочинять тексты, а просто заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя рукопись. «Жил я сложно, а говорил и писал просто, даже не простовато, несамостоятельно, глупо. Раздражал учителей. А из родителей - особенно отца. У них решено уже было твёрдо, что из меня „ничего не выйдет“. И мама в азарте выговоров, точнее споров, потому что я всегда бессмысленно и безобразно огрызался на любое её замечание, несколько раз говаривала: „Такие люди, как ты, вырастают неудачниками и кончают самоубийством“», - вспоминал писатель в дневниках.
После окончания реального училища в Майкопе (1913) учился на юридическом факультете Московского университета (1914-1916). Впрочем, театр интересовал его больше профессии юриста. Поэтому родительские деньги спускал на билеты в цирк или оперу. К декабрю деньги кончились, и обнищавший студент в стоптанных ботинках вернулся к родителям в Майкоп.
Вскоре родители переехали в Екатеринодар, где жила семья отца.
Осенью 1916 года был призван в армию. В апреле 1917-го служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером. 5 октября 1917 года был произведён в прапорщики.
В начале 1918 года вернулся к родителям в Екатеринодар, где вступил в Кубанскую армию Покровского. В рядах кубанских частей принимал участие в боях против большевиков, в марте 1918-го оставил Екатеринодар и присоединился к Добровольческой армии.
Участвовал в «Ледяном походе». Тремор рук, который Шварц ощущал всю жизнь, - последствия тяжёлой контузии, полученной при штурме Екатеринодара.
После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, находившийся под контролем немцев, где начал работать в «Театральной мастерской» (1919), которую создал молодой режиссёр-экспериментатор Павел Вейсбрём. После занятия Ростова-на-Дону большевиками зимой 1920-го в мае того же года был мобилизован в армию и зачислен в политотдел Кавказского фронта РККА как актёр и театральный инструктор.
В 1920 году женился на актрисе Гаянэ Халайджиевой (по сцене Холодовой), перед браком крестился в Армянскую апостольскую церковь. По воспоминаниям жены: «Регистрация нашего с Женей брака […] состоялась 20 апреля (1920) в Никольской армянской церкви. Для матери, и особенно для её братьев, брак дочери-армянки с евреем […] был чем-то сверхъестественным, и потому они потребовали, чтобы Женя принял нашу веру. Женя к религии был равнодушен и согласился. […] И потом в паспорте у Шварца ещё долго стояло - армянин».
После демобилизации Шварц с женой продолжали выступать в труппе «Театральная мастерская». Однако, гастроли труппы в голодной советской провинции не приносили никакого дохода и в октябре 1921 года она переехала из Ростова-на-Дону в Петроград по рекомендации Николая Гумилёва. Капитал участников труппы был обращён в подсолнечное масло, которое в бидонах было привезено в Петроград, так как деньги обесценивались каждый день и везти их с собой не имело смысла. К моменту прибытия труппы в Петроград Гумилёв уже был расстрелян ЧК, но в январе 1922 года она дала первый спектакль, пьесу Н. С. Гумилёва «Гондла». Тем не менее весной 1922-го мастерская прекратила работу. Шварц с женой остались в Петрограде, подрабатывая скетчами в балаганных театрах. За вечер они получали два миллиона рублей, чего хватало на несколько бутербродов из чёрного хлеба с селёдкой.
Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине.
В это же время познакомился с литературной группой «Серапионовы братья», стал писать фельетоны и стихотворные сатирические обозрения под псевдонимами «Щур», «Дед Сарай», «Домовой» и «Эдгар Пепо». В 1922-1923 годах работал секретарём у Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор. Впрочем, коллеги воспринимали его как человека, который пишет хуже, чем говорит.
Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс со своим другом Михаилом Слонимским. Обоих пригласили поработать в газете «Всероссийская кочегарка», выходившей в городе Бахмуте. Вначале Шварц лишь обрабатывал письма читателей, потом стал превращать их в небольшие рассказы под псевдонимом «Щур», которые стали набирать у читателей популярность. Выпускал литературное приложение к газете - «Забой». В редакции газеты познакомился с Николаем Олейниковым, с которым впоследствии дружил и сотрудничал. Через него сблизился с литературной группой ОБЭРИУ.
После возвращения из Донбасса, со второй половины 1924 по октябрь 1925 года, работал ответственным секретарём журнала «Ленинград». Затем перешёл в созданное Львом Клячко при содействии Чуковского и Маршака издательство детской литературы «Радуга», где работал до 1928 года. В 1925-1931 годах одновременно работал в детском отделе Госиздата под руководством С. Я. Маршака.
В 1924 году вышло первое детское произведение Шварца - «Рассказ старой балалайки», опубликованное в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год. С 1925 года стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей, в том числе «Война Петрушки и Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики».
В сентября 1929 года Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца - «Ундервуд». Публика приняла пьесу хорошо, реакция Хармса и Маршака была холодной. Шварц продолжил работать в драматургическом жанре. В Ленинградском ТЮЗе ставят его пьесы «Остров 5-К» (1932) и «Клад» (1933).
В 1930 году происходят перемены в семейной жизни писателя: он оставил первую жену и вступил в брак вторично с Екатериной Ивановной Зильбер (урождённая Обухова), с которой познакомился в мае 1928 года. Оба они были в браке на тот момент, однако расторгли брачные узы, чтобы быть вместе. Второй жене Шварц посвятил впоследствии пьесу «Обыкновенное чудо». Его первая супруга Гаянэ стала прообразом мачехи из «Золушки».
Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра кукол Сергея Образцова, киносценарии.
К Шварцу пришла слава детского писателя. В июле 1934 года его приняли в Союз писателей СССР. После упразднения редакции детской литературы «Чиж» Шварц работал преимущественно в драматическом и сценарном жанре. Обычно терзающийся бытовыми мелочами Шварц проявляет твёрдость, когда дело идёт о принципах. Он отказался отречься от осуждённого друга, поэта-обэриута Николая Олейникова, и помогал семье арестованного товарища, поэта Николая Заболоцкого. На вопросы о литературной деятельности обычно отвечал: «Пишу всё, кроме доносов». В 1940 году написал пьесу «Тень», которая была запрещена сразу после премьеры.
В начале Великой Отечественной войны явился записываться в ополчение. Тем не менее когда надо было расписаться в бумагах, военком увидел, какой у писателя тремор рук. Стрелять такими руками невозможно, поэтому в приёме в ополчение было отказано. В блокадном Ленинграде Шварц выступал на призывных пунктах, писал антигитлеровские сценки и пьесы для радио. На крыше писательского дома на канале Грибоедова они с женой дежурили: Евгений Львович гасил «зажигалки», а его жена Екатерина Ивановна устроила санитарный пункт для помощи раненым. «Если убьют, так уж вместе», - заявила она.
Шварц с июля по декабрь 1941 года вёл радиопередачи в Радиоцентре. В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии состоялась премьера «Под липами Берлина». Пьесу Шварц написал вместе с М. М. Зощенко.
В декабря 1941 года по решению Исполкома Ленсовета Е. Л. Шварц с женой были на самолёте эвакуированы из Ленинграда и отправлены в Киров. При эвакуации лимит багажа составлял 10 кг на человека. Шварц взял с собой пишущую машинку, а дневники, которые вёл с юности, и рукописи сжёг.
До июля 1943 года писатель работал завлитом областного драматического театра. Написал пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда; «Далекий край» - об эвакуированных детях (материалы собирал в Котельниче летом 1942, в детском доме, эвакуированном из Ленинграда); начал работать над «Драконом».
Когда в 1943 году в Сталинабад был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда и стал заведовать литературной частью этого театра. В мае 1944 года вместе с театром приехал в Москву. В августе там состоялась премьера «Дракона». Впрочем, сразу после премьеры в Москве пьесу запретили, и при жизни автора она так и не была больше поставлена: запрет был снят лишь в 1962 году.
После войны снова начал вести дневники, в которых наряду с заметками для пьес и событиями дня начинают появляться воспоминания. Из этих записей составилась «Телефонная книга»: почти 200 портретов современников, созданных на основе воспоминаний.
По сценариям Шварца снят фильм «Золушка», с Яниной Жеймо, Фаиной Раневской, Эрастом Гариным, фильм режиссёра Григория Козинцева «Дон Кихот» и др.
В последний период жизни Шварц написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо». Премьера этой пьесы состоялась в январе 1956 года в Театре-студии киноактёра, в апреле - в Ленинградском театре комедии. В марте 1956 года Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР утвердило Е. Л. Шварца членом худсовета Ленинградского театра комедии.
После нескольких инфарктов, когда врачи прописали ему постельный режим, писатель впал в апатию и перестал работать в ожидании смерти, которую называл «самым длинным днём». Мрачно шутил, что подписался на 30-томное собрание сочинений Диккенса и гадает, на каком томе «это случится».
Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Пьесы:
1928 - «Ундервуд» - пьеса в 3 действиях
1932 - «Пустяки» - пьеса для кукольного театра
1934 - «Клад» - сказка в 4 действиях
1934 - «Принцесса и свинопас»
1934 - «Голый король» - сказка в 2 действиях
1934 - «Похождения Гогенштауфена» - пьеса
1936 - «Красная Шапочка» - сказка в 3 действиях
1939 - «Кукольный город» - пьеса для кукольного театра
1940 - «Тень» - сказка в 3 действиях
1940 - «Брат и сестра»
1941 - «Наше гостеприимство»
1941 - «Под липами Берлина» (совместно с М. М. Зощенко) - антифашистская пьеса-памфлет
1942 - «Далекий край»
1943 - «Одна ночь» - пьеса в 3 действиях
1946 - «Сказка о храбром солдате» - пьеса для кукольного театра
1948 - «Сто друзей» - пьеса для кукольного театра
1953 - «Два клёна» - сказка в 3 действиях
1957 - «Повесть о молодых супругах» / «Первый год» - пьеса в 3 действиях
Сценарии:
1930 - Настоящие охотники (фильм) Автор надписей
1931 - Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - На отдыхе (фильм) (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
1938 - Доктор Айболит
1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
1947 - Золушка (сценарий 1945 года)
1948 - Первоклассница
1957 - Дон Кихот
1959 - Марья-искусница
1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с Н. Р. Эрдманом)
1966 - Снежная королева
Нереализованные:
1936 - «Красная шапочка» (мультфильм) (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
Другие произведения:
1925 - «Рассказы старой балалайки»,
1943 - «Два брата» (сказка),
«Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
1949 - «Первоклассница» (повесть)
Стихи (1920-е - 1950-е годы)
«Чужая девочка» (рассказ)
1982 - Мемуары. - P.
Дневники (опубликованы в 1989 году)
Издания:
1930 - «Карта с приключениями»
1930 - «Ундервуд. Пьеса»
1932 - «Приключения мухи»
1933 - «Клад». Пьеса: 1933, 1934, 1936
1937 - «Красная шапочка»: 1937, 1939
1939 - «Снежная королева»
1940 - «Тень»
1949 - «Наш завод»: 1951
1949 - «Первоклассница».
1947 - «Первоклассница»: Киносценарий
1956 - «„Тень“ и другие пьесы»
1958 - «Повесть о молодых супругах»
1997 - «Телефонная книжка»
2008 - «Позвонки минувших дней»
2008 - «Обыкновенное чудо» / Составитель и автор предисловия Александр Корин
2012 - «Собрание сочинений в 5 томах»
2012 - «Все произведения: Проза; Пьесы; Стихи»
2013 - «Превратности судьбы. Воспоминания об эпохе из дневников писателя»
Театральные постановки:
- Ленинградский ТЮЗ:
1929 - «Ундервуд» - режиссёры А. А. Брянцев и Б. В. Зон
1933 - «Клад» - режиссёр Б. В. Зон
1938 - «Кот в сапогах» - режиссёр П. К. Вейсбрём
1939 - «Снежная королева» - режиссёр Б. В. Зон
1954 - «Два клёна» - режиссёр П. К. Вейсбрём
- Московский ТЮЗ:
1944 - «Далёкий край» - режиссёр А. Кричко
- Театр Комедии:
1940 - «Тень» - режиссёр Н. П. Акимов
1941 - «Под липами Берлина» - режиссёр Н. Акимов
1962 - «Дракон» - режиссёр Н. П. Акимов
- ЦДТ:
1948 - «Снежная королева» - режиссёры О. И. Пыжова, Б. Бибиков
«Снежная королева» - режиссёр А. А. Некрасова
- Московский Театр киноактёра:
1956 - «Обыкновенное чудо» - режиссёр Э. П. Гарин
- «Современник»:
1960 - Голый король - режиссёр О. Н. Ефремов
- Московский драматический театр имени К. С. Станиславского:
1960 - «Снежная королева» - режиссёр Е. Ю. Завадский
- Театр Дождей (Санкт-Петербург):
1997 - «Снежная королева» - режиссёр Наталья Никитина
- Московский театр музыки и драмы Стаса Намина:
«Снежная королева» - режиссёр Г. В. Карпов
- «Свободный Театр»:
2003 - «Голый Король» - по сказкам Ханса Кристиана Андерсена и пьесе Е. Л. Шварца, режиссёр А. Л. Артименьев
- Театр «МЕЛ»:
1994 - «Снежная королева» (спектакль театральной студии)
2005 - «Снежная королева» - режиссёр Е. Махонина
2006 - «Сказка о потерянном времени» - режиссёр Е. Махонина
2010 - «Голый король» - режиссёр А. В. Асташкина (спектакль театральной студии)
- Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой:
2006 - «Дракон» - режиссёр В. В. Мирзоев
- Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова:
2008 - «Тень» - режиссёр А. В. Назаров
2011 - «Золушка» - режиссёр А. В. Назаров
- Немецкий театр:
1947 - «Тень» - режиссёр Г. Грюндгенс
- Театр на Юго-Западе:
1981-2002 - «Дракон» - режиссёр В. Белякович
- Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского:
1953 - «Снежная королева» - режиссёр Ю. Мизецкий
1963 - «Два клёна» - режиссёр С. Шпанов
1988 - «Дракон» - режиссёр Валерий Белякович
1989 - «Два клёна» - режиссёр Анатолий Гуляев
1998 - «Красная Шапочка» - режиссёр Анатолий Гуляев
2009 - «Два клёна» - режиссёр Елена Бабаева
2010 - «Золушка» - режиссёр Герман Магнусов
2012 - «Обыкновенное чудо» - режиссёр Андрей Шляпин
- Львовский театр юного зрителя:
2004 - «Дракон» - режиссёр Евгений Лавренчук, продюсер Дмитрий Балашов
- Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола:
1988 - «Дракон» - режиссёр Геннадий Егоров
- Московский Художественный театр имени А.П. Чехова:
2017 - «Дракон» - режиссёр Константин Богомолов
- Русский драматический театр «Мастеровые» г. Набережные Челны:
2007 - «Снежная королева» - режиссёр Валентин Ярюхин, заслуженный деятель искусств - Республики Татарстан:
2013 - «Золушка» - режиссёр Георгий Цнобиладзе
Экранизации:
1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1959 - Марья-искусница - режиссёр А. А. Роу
1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга»
1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина
1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария В. А. Лифшиц, режиссёр А. Л. Птушко
1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский
1971 - Тень - авторы сценария Ю. Т. Дунский, В. С. Фрид, режиссёр Н. Н. Кошеверова
1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров
1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клёна»
1988 - Убить дракона - авторы сценария Г. И. Горин, М. А. Захаров, режиссёр М. А. Захаров
1991 - Тень, или Может быть, всё обойдётся. По мотивам пьесы «Тень»; автор сценария и режиссёр М. М. Козаков, композитор В. С. Дашкевич
Мультфильмы:
1978 - Сказка о потерянном времени
1977 - Два клёна
1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн
2001 «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia») - серия мультипликационного сериала «Анимационные сказки мира» (англ. «Animated Tales of the World»)
2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос)
Аудиоспектакли:
2021 - Логотип YouTube Два брата