Гоцци Карло
Граф Карло Гоцци (1720-1806) - итальянский писатель и драматург. Автор сказочных пьес (фьяб; fiabe), использующих фольклорные элементы сюжета и принципы комедии дель арте в выборе персонажей-масок.
Об авторе:
Родился 13 декабря 1720 года в Венеции, был шестым из одиннадцати детей обедневшего венецианского графа Якопо Антонио Гоцци и его супруги Анджолы Тьеполо.
В поисках средств к существованию в возрасте 16 лет записался в армию, действовавшую в Далмации.
Через три года вернулся в Венецию. Написал несколько сатирических произведений (стихи и памфлеты), обеспечивших ему известность и открывших дорогу в литературное общество (Академию) Гранеллески. Это общество выступало за сохранение тосканских литературных традиций и против новомодных реалистических пьес таких драматургов, как Пьетро Кьяри и Карло Гольдони. Своими пьесами-сказками Гоцци пытался составить эстетическую оппозицию новой литературе.
Свою литературную деятельность начал с написания поэм, вполне отвечавших духу Пульчи («Причудница Марфиза» и т. д.) и эссе, в которых он полемизировал с Гольдони, проводившим тогда свою знаменитую театральную реформу. Прекрасный знаток и пламенный поклонник комедии дель арте, Гоцци полагал, что плебейским вкусам потакают прежде всего комедии самого Гольдони, а вовсе не комедия дель арте, как утверждалось. Считал комедию масок лучшим, что дала Венеция театральному искусству.
Легенда гласит, что первую пьесу Гоцци написал, поспорив с Гольдони (который находился тогда в зените славы), что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет, добившись при этом колоссального успеха. Вскоре появилась «Любовь к трём апельсинам». Её появлением Гоцци создал новый жанр - фьябу, или трагикомическую сказку для театра. В основе фьябы лежит сказочный материал, там причудливо смешиваются комическое и трагическое, причём источником комического являются, как правило, коллизии с участием масок (Панталоне, Труффальдино, Тартальи, Бригеллы и Смеральдины), а трагического - конфликт главных действующих лиц. Историю этой сказки использовал С. С. Прокофьев для своей оперы 1919 года «Любовь к трём апельсинам».
«Любовь к трём апельсинам» была написана специально для труппы Антонио Сакки, великого актёра-импровизатора. Сакки вместе со своей труппой как нельзя лучше осуществил замыслы Гоцци - успех постановки был потрясающий, равно как и успех 9 последующих фьяб.
«Любовь к трём апельсинам» была почти целиком импровизационной. Девять последующих фьяб сохранили импровизацию лишь там, где действие было связано с масками комедии дель арте, роли главных героев написаны благородным и выразительным белым стихом.
Фьябы Гоцци имеют огромную известность. Их высоко ценили Гёте, братья Август и Фридрих Шлегель, Э. Т. А. Гофман, мадам де Сталь, А. Н. Островский и многие другие. Покорённый талантом Гоцци, Фридрих Шиллер переработал для сцены Веймарского театра «Турандот» - одну из лучших пьес Гоцци, на сюжет которой позже была написана музыка Карла Марии фон Вебера и опера Джакомо Пуччини.
Оставив написание фьяб около 1765 года, Гоцци не оставил пера. Однако 23 пьесы в манере комедии плаща и шпаги принесли ему несравненно меньшую известность, нежели фьябы и написанные под конец жизни знаменитые «Бесполезные мемуары».
Умер в Венеции 4 апреля 1806 года, погребён в венецианской церкви Сан-Кассиано.
Любовь к трём апельсинам (L’amore delle tre melarance, 1761)
Ворон (Il Corvo, 1761)
Турандот (Turandot, 1762)
Женщина-змея (La donna serpente, 1762)
Зобеида (La Zobeide, 1763)
Счастливые нищие (I Pitocchi fortunati,1764)
Голубое чудовище (Il mostro turchino, 1764)
Зелёная птичка (L’Augellino belverde, 1765)
Дзеим, царь джиннов (Zeim, re de' geni, 1765)
Бесполезные воспоминания о жизни Карло Гоцци, написанные им самим и им же со смирением опубликованные (Memorie inutili della vita di Carlo Gozzi, scritte da lui medesimo, e da lui pubblicate per umiltà, 1797).
Фильмы, снятые по мотивам произведений Карло Гоцци:
«Король-олень» - СССР, «Киностудия имени М. Горького», 1969 год, режиссёр Павел Арсенов
«Любовь к трём апельсинам» - СССР, «Мосфильм» - Болгария, Софийская студия, 1970, режиссёры Виктор Титов и Юрий Богатыренко
«Ворон» - СССР, 1986, режиссёр Валентин Плучек
«Турандот» - СССР, «Грузия-фильм», 1990 год, режиссёр Отар Шаматава