Толстой Лев Николаевич
Об авторе:
Родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье.
Поступил в Казанский университет, но затем оставил его.
В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».
На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать.
После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант.
В 1857 году отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.
С 1853 по 1863 годы писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимался просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.
В 1863-1869 годы написал фундаментальное произведение «Война и мир».
В 1873-1877-м, роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната». Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.
Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику.
В 1899 году вышел в свет роман «Воскресение».
Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».
Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, писатель в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.
Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве, как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей.
В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
В октябре 1910 года тайно покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции провел последние семь дней своей жизни.
Умер 20 ноября 1910 года. Похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.
Розанов В.В. Л.Н.Толстой и Русская Церковь. – Соч., т. 1. М., 1990, с. 355–68;
Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. – В кн.: Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. 5–132;
Толстой и ненасилие. М., 1995;
Гусейнов A.A. Великие моралисты. М., 1995, с. 196–231;
Сухов А.Д. Философ ли Л.Н.Толстой? – «История философии», 1999, № 4.