Эйзенштейн Сергей Михайлович
Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) - советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог.
Краткая биография:
Родился 22 января 1898 года в Риге, в семье крещёных евреев в Риге в 1898 году. Его отец Михаил Осипович был архитектором, а мать - дочерью инженера. Его детство прошло в Риге и Петербурге. В городе на Двине жил с родителями, а в столицу ездил к бабушке. В 1907 году семья переехала в Париж. В 1908-м вернулись в Ригу, и там он поступил в реальное училище. В 1912 году родители развелись: мать уехала в Петербург, а отец с сыном остались в Риге. В 1915 году окончил реальное училище и переехал в Петроград, где поступил в Институт гражданских инженеров (ныне Архитектурно-строительный институт в СПБ).
Октябрьская революция не позволила окончить институт. Вскоре после установления советской власти, его призвали в Красную армию. Служил в армии до 1921 года.
Был далёк от театра и кино, сначала планировал продолжить карьеру переводчика. Однако после демобилизации нашёл работу художника-декоратора в Первом рабочем театре Пролеткульта. Театры пролеткульта ставили целью создать новое театральное искусство, соответствующее духу революции.
В 1922 году окончил режиссёрские курсы, которые вёл легендарный театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд. После нескольких экспериментов в театральной режиссуре Эйзенштейн решил попробовать себя в кино.
В 1923 году запланировал серию немых фильмов из семи частей под общим названием «От подполья к диктатуре». Работа началась с пятой части под названием «Стачка». Эта лента получила положительные отклики в России и на Западе. В 1924 году Эйзенштейн получил за неё серебряную медаль Парижской выставки. Следующая часть эпопеи должна была называтья «1905 год». По замыслу режиссёра и сценаристов фильм должен был состоять из инсценировок всех важнейших событий 1905 года.
Из-за нехватки времени и средств было инсценировано только одно событие, восстание на броненосце «Потёмкин». Соответственно, фильм вышел под названием «Броненосец „Потёмкин“». Его премьера состоялась 24 декабря 1925 года. Фильм имел оглушительный успех и в СССР, и за его пределами. Независимо от политических воззрений критики отмечали мастерство режиссёра и силу идей, переданных в киноленте.
Эйзенштейну не удалось создать цикл из семи картин. К двум успешным кинолентам добавил ещё одну - «Октябрь». Она также была успешной, хотя и не получила таких высоких наград.
С 1928 по 1932 год Эйзенштейн и его творческая группа работали за рубежом. Большую часть этого срока в США. На Западе отснял десятки тысяч метров плёнки, но не завершил ни одной картины.
Самыми масштабными его проектами были экранизация «Американской трагедии» Драйзера при непосредственном участии писателя и документальный фильм «Да здравствует Мексика», в создании которого принимали участие Чарли Чаплин, режиссёр Джей Лейда и литератор Эптон Синклер. В конце семидесятых киноленту «Да здравствует Мексика» доснял Сергей Бондарчук. Хотя по результатам поездки не завершил ни одной работы, но получил ценный опыт, позволивший перейти от немого кино к звуковому.
Вернувшись в СССР, начал работу над экранизацией жизни Павлика Морозова. Картина должна была называться «Бежин Луг». Ещё во время съёмок на Эйзенштейна посыпался поток обвинений в формализме. Сергей Михайлович принял решение прекратить работу над картиной. Практически весь отснятый материал был со временем утерян.
Гораздо более успешным был многосерийный фильм «Александр Невский», вышедший в прокат в 1938 году и обошедший по популярности все предыдущие работы Эйзенштейна. Успех был сравним только с успехом ленты «Чапаев». В годы Великой Отечественной войны «Александр Невский» стал одним из символов веры в победу над сильным врагом.
В годы войны съёмочная группа «Александра Невского» трудилась над другой эпопеей - «Иван Грозный». Первая серия исторического фильма вышла зимой 1945 года и получила Сталинскую премию. Работа над второй серией была прекращена осенью 1946 года по указу ЦК ВКП(б). Эйзенштейна обвинили в искажении исторической правды. Третья серия не была полностью отснята. Работа над ней была прекращена в 1948 году, в связи со смертью режиссёра.
Умер 11 февраля 1948 года от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Книги автора
Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. Т. 1—6. (1964—1971)Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. (1956)