Баратынский Евгений Абрамович

Баратынский Евгений Абрамович

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) - русский поэт, переводчик. Одна из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы XIX века.

Об авторе:

Родился 2 марта 1800 года в усадьбе Мара в селе Вяжля, в Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Отец, Абрам Андреевич Баратынский - отставной генерал-лейтенант, участник Русско-шведской войны (1788-1790), состоял в свите императора Павла Первого, был командиром Лейб-гвардии Гренадерского полка и инспектором Эстляндской дивизии. Мать, Александра Фёдоровна Черепанова - дочь коменданта Петропавловской крепости Фёдора Степановича Черепанова; выпускница Смольного института, фрейлина императрицы Марии Фёдоровны.
В 1810 году умер отец, и воспитанием Евгения занялась мать, умная, добрая, энергичная, но и несколько деспотичная женщина, - от её гиперлюбви поэт страдал до самой женитьбы.
В конце декабря 1812 года поступил в Пажеский корпус - самое престижное учебное заведение Российской империи. В письмах матери Евгений писал о своём желании посвятить себя военно-морской службе.
До весны 1814 года всё обстояло благополучно. Потом успеваемость и поведение Баратынского становятся неровными. Внутреннее сопротивление корпусным порядкам приводит к оставлению его весной 1814 на второй год. Компания товарищей, в которую попал Баратынский в корпусе, развлекалась весёлыми проделками, досаждая начальникам и преподавателям, создав под влиянием «Разбойников» Шиллера «Общество мстителей».
В конце концов в феврале 1816 года расшалившиеся подростки Баратынский и его приятель Дмитрий Ханыков украли из бюро камергера Приклонского, отца одного из соучастников (он сам предоставил ключ), табакерку в золотой оправе и пятьсот рублей, которые к моменту поимки почти полностью истратили. Это происшествие вызвало громкий скандал в обществе, дошедший до императора. Его повелением в феврале 1816 года Баратынский и Ханыков были исключены из Пажеского корпуса и отданы их родственникам «с тем, чтобы они не были принимаемы ни в гражданскую, ни в военную службу, разве захотят заслужить свои проступки и попросятся в солдаты». Это злоключение привело к изменению всей линии жизни и к тяжёлой психотравме, отразившейся на его стихах: одно из драгоценных свойств его поэзии - особый призвук тайной печали.
После исключения из корпуса шестнадцатилетний Баратынский настолько мучительно переживал случившееся, что был даже близок к самоубийству.
Покинув столицу, несколько лет жил или с матерью в Маре, или у дяди по отцу, отставного вице-адмирала Богдана Андреевича Баратынского в селе Подвойском Смоленской губернии.
В феврале 1819 года поступил рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк.
Через знакомство с Дельвигом, быстро сошёлся и с Пушкиным. Тогда это были просто талантливые, беспокойные юноши, которые всё время говорили о поэзии, и каждый искал в ней свой путь.
Познакомился с Кюхельбекером, Гнедичем и другими литераторами, начал печататься: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. Он посещал дружеские поэтические вечера (позже описанные в «Пирах»), салон Пономарёвой, литературные «среды» Плетнёва, «субботы» Жуковского.
К 1819 году вполне овладел поэтической техникой. Его стихотворения стали приобретать то «необщее выражение», которое впоследствии он сам признавал главным достоинством своей поэзии. Своими лирическими произведениями быстро занял видное место среди поэтов-«романтиков».
В январе 1820 года Баратынский был произведён в унтер-офицеры и переведён из гвардии в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии в укреплении Кюмени и окрестностях. Жизнь в Финляндии, среди суровой природы и вдали от общества, усилила романтический характер поэзии Баратынского, придав ей сосредоточенно-элегическое настроение. Финляндские впечатления вылились в нескольких его лучших лирических стихотворениях («Финляндия», «Водопад»). С особенной яркостью отразились они и в первой поэме Баратынского «Эда» (1826).
В период службы в Финляндии Баратынский продолжает печататься. Его стихи выходят в альманахе Бестужева и Рылеева «Полярная Звезда».
Осенью 1824 года, благодаря ходатайству Путяты, Баратынский получил разрешение состоять при корпусном штабе генерала Закревского в Гельсингфорсе, там окунулся в бурную светскую жизнь.
В сентябре 1825-го Баратынский возвращается с полком в Кюмень. Он съездил ненадолго в Гельсингфорс и, получив известие о болезни матери, уехал в отпуск в Москву. В Финляндию Баратынский больше не вернулся.
В январе 1826 года, вышел в отставку.
Вскоре Баратынский женился на старшей дочери генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта, Анастасии. Венчание состоялось 9 июня 1826 года в церкви Харитония в Огородниках. Его жена не считалась красавицей, но была умна, имела тонкий вкус. Её нервный характер доставлял много страданий Баратынскому и способствовал тому, что многие друзья от него отдалились. Брак принёс Баратынскому материальное благополучие и прочное положение в московском свете. В семейной жизни постепенно сгладилось всё, что было в нём буйного, мятежного.
Известность Баратынского началась после издания в 1826 году его поэм «Эда» и «Пиры» и первого собрания лирических стихотворений в 1827 году - итог первой половины его творчества. В 1828 году вышла поэма «Бал», в 1831 году - «Наложница» («Цыганка»).
В 1828 году он поступил на гражданскую службу в Межевую канцелярию с чином коллежского регистратора (соответствовал его армейскому чину прапорщика), в 1830 -м получил следующий чин губернского секретаря, в 1831 году вышел в отставкуи больше не служил - занимался управлением имениями и поэзией.
В Москве сошёлся с князем Петром Вяземским, с кружком московских литераторов: Иваном Киреевским, Николаем Языковым, Алексеем Хомяковым, Сергеем Соболевским, Николаем Павловым.
В 1831 году Киреевский предпринял издание журнала «Европеец». Баратынский написал для него, между прочим, рассказ «Перстень» и драму.
В 1835 году вышло второе издание стихотворений Евгения Баратынского в двух частях. Издание представлялось Баратынскому как итог его литературной работы.
После подавления восстания декабристов Баратынский, в отличие от Пушкина, считает невозможной для поэта близость к власти и участие в государственной политике. Уйдя в частную жизнь, жил то в Москве, то в своём подмосковном имении Мураново, то в Казани, много занимался хозяйством. По переписке Баратынского конца 1830-х - начала 1840-х годов создаётся впечатление о нём, как о рачительном хозяине и заботливом отце. В Мураново он построил дом, переоборудовал мельницу, завёл лесопилку, насадил новый лес. Анастасия Львовна родила ему девятерых детей.
Изредка ездил в Петербург, где в 1839 году познакомился с Михаилом Лермонтовым, не придав этому значения. В обществе был ценим как интересный и иногда блестящий собеседник.
В поэзии Баратынского 1830-х годов появляются новые черты. Он часто обращается к архаизмам, к опыту поэтов не карамзинской традиции, стихи его становятся более риторичными, торжественно-скорбными. Печать лиризма, свойственного русской элегии 1810-1820-х годов, нежный, трогательный тон, весомые эмоциональные эпитеты позднее были отброшены. Неторопливость лирических жалоб сменилась лапидарностью, придающей некоторую сухость самому переживанию.
Нелёгкий, «разборчивый», взыскательный характер и особые творческие задачи поставили Баратынского в обособленное положение и в жизни, и в литературе: «стал для всех чужим и никому не близким» (Николай Гоголь).
Рубежом является 1837-й - год утраты Баратынским последних иллюзий и окончательного разочарования в российской современности. Он отходит от участия в литературной жизни, замыкается в Муранове, в письмах пишет о желании поехать в Европу. За весь 1838 год им написано только двадцать стихотворных строк.
В 1842 году издал свой последний, самый сильный сборник стихов - «Сумерки», который называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века. «Сумерки» композиционно выстроены - каждое последующее стихотворение вытекает из предыдущего, внося в общее поэтическое повествование свои оттенки.
Это издание привело к новому удару судьбы, от которого страдавший от равнодушия и непонимания Баратынский оправиться уже не смог. На фоне и вообще пренебрежительного тона критики на сборник удар нанёс Белинский, «прогрессистские воззрения которого на литературу, - по мнению Максима Амелина, - намутили много воды и отвратили от истинной поэзии несколько поколений читателей». Ни много ни мало Белинский заключил в рецензии на «Сумерки», что Баратынский в своих стихах восстал против науки и просвещения.
Осенью 1843 года, закончив строительство дома, на деньги, вырученные от удачной продажи леса, Баратынский осуществил своё желание - путешествие за границу. С женой и тремя детьми, посетил Берлин, Потсдам, Лейпциг, Дрезден, Франкфурт, Майнц, Кёльн.
Полгода провёл в Париже, где познакомился со многими французскими писателями: Альфредом де Виньи, Мериме, обоими Тьерри, М. Шевалье, Ламартином, Шарлем Нодье и др. Для французов Баратынский перевёл несколько своих стихотворений на французский. Европа не оправдала его надежд.
Весной 1844 года Баратынский отправился через Марсель морем в Неаполь. На корабле, ночью, он написал стихотворение «Пироскаф», выражающее твёрдую готовность умереть для истинной жизни. В Неаполе у Анастасии Львовны произошёл нервный припадок, что и раньше с ней случалось. Это сильно подействовало на Баратынского, внезапно у него усилились головные боли, которыми он часто страдал. И 11 июля 1844 года, он скоропостижно скончался. В смерти этой остались загадки. Единственной свидетельницей и участницей драмы была Анастасия Львовна.
Только в августе следующего года кипарисовый гроб с его телом был перевезён в Петербург и захоронен в Александро-Невском монастыре, на Ново-Лазаревском кладбище.

Дополнительная информация об авторе:
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги автора

Эда, финляндская повесть, и Пиры, описательная поэма, Евгения Баратынского. (1826)
Стихотворения Евгения Баратынского. (1827)
Стихотворения Баратынского. Часть I. (1835)
Сумерки / Соч. Евгения Боратынского. (1842)
Сочинения Евгения Абрамовича Баратынского: С портр. авт., снимк. его почерка, его письмами и биогр. о нём сведениями: Сверено с преж. изд. (1869)
Стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского. (1883)
Сочинения Е. А. Баратынского: С портр. авт. и биогр. сведениями о нём. (1894)
Избранные сочинения: лирические стихотворения, поэмы, прозаические статьи, материалы для изучения поэта / Е. А. Баратынский; под ред. А. Н. Чудинова. (1896)
Стихотворения Евгения Абрамовича Боратынского. Ч. 1, (Ч. 2. Лирические стихотворения, элегии, послания и эпиграммы: С подстроч. вариантами. Поэмы). (1900)
Сборник стихотворений Евгения Абрамовича Боратынского: (Лирич. стихотворения, элегии, послания и эпиграммы). (1901)
Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений: В 2 тт. / Ред., коммент. и биогр. ст. Е. Н. Купреяновой и И. Н. Медведевой; Вступ. ст. Д. П. Мирского. (1936)
Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма / Подгот. текста и примеч. О. Муратовой и К. В. Пигарева. (1951)
Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Е. Н. Купреяновой. (1957)
Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы / Изд. подгот. Л. Г. Фризман. (1982)
Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений / Составитель, подгот. текста и примеч. В. М. Сергеева. (1989)
Боратынский Е. А. Полное собрание сочинений и писем / Руководитель проекта А. М. Песков. Т. 1: Стихотворения 1818—1822 годов / Ред. А. Р. Зарецкий, А. М. Песков, И. А. Пильщиков. — 2002; Т. 2. Ч. 1: Стихотворения 1823—1834 годов / Ред. О. В. Голубева, А. Р. Зарецкий, А. М. Песков. — 2002.
Письма Е. А. Боратынского к И. В. Киреевскому, детские стихотворения Е. А. Боратынского и др. Татевский сборник С. А. Рачинского. С прил. портр. А. С. Хомякова / Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. (1899)

Читать далее

Книги