Малевич Каземир Северинович
Об авторе:
Родился 23 февраля 1879 года, в Киеве. Происходил из семьи этнических поляков. Семья была большая. Казимир был старшим из 14 детей. В семье говорили исключительно по-польски, с соседями общались на украинском языке.
До 17 лет воспитывался дома (семья к тому моменту успела переехать в Конотоп), а в 1895 году поступил в Киевскую рисовальную студию (первую картину художник написал в 16 лет, а друзья, судя по его рассказам в автобиографии, продали ее за 5 рублей).
В 1896 году начал работать (в это время семья уже жила в Курске). Творчество не оставил, продолжая непрофессионально заниматься живописью.
В 1899-м женился.
В 1905 году уехал в Москву. Попытался поступить в Московское училище живописи, но его не зачислили на курс. В 1906 году предпринял вторую попытку поступить в училище, опять провалился и вернулся домой.
В 1909 году развелся и вновь женился на Софье Рафалович, польке, отец которой приютил у себя в доме детей Малевича (в биографии Малевича нет указаний на причину, по которым его дети остались одни, без матери).
В 1910-1914 годах началась полоса признания неопримитивистского творчества Малевича. Он принял участие в большом количестве московских выставок (например, «Бубновый валет»), выставлялся в мюнхенской галерее. Именно в это время познакомился с М. Матюшиным, В. Хлебниковым, А. Моргуновым и другими авангардистами.
В 1915 году им было написано самое известное произведение – «Черный квадрат».
В 1916 году организовал общество «Супремус», где пропагандировал идеи ухода от кубизма и футуризма к супрематизму.
После революции, что называется, «попал в струю» и стал много заниматься вопросами развития советского искусства. К этому времени жил уже в Петрограде, работал с В. Мейерхольдом и В. Маяковским, преподавал в Народном художественном училище, которым руководил М. Шагал.
Создал общество УНОВИС (многие ученики Малевича преданно следовали за ним из Петрограда в Москву и обратно) и даже родившуюся дочь называл Уной.
В 20-ые годы работал директором различных музеев и институтов Петрограда, вел научную и преподавательскую работу, выставлялся в Берлине и Варшаве, открыл несколько выставок в ведущих музеях Петрограда и Москвы, преподавал в Киеве, где специально для него была открыта мастерская.
В это же время развелся со второй женой и женился снова.
В 30-ых годах работал в Русском музее, много выставлялся, но писал в основном портреты, хотя интересовался архитектурой и скульптурой.
В 1933 году тяжело заболел и 15 мая 1935 года скончался. Похоронен недалеко от села Немчиновка, где долгое время жил и работал.
Малевич К. В. Хлебников // Творчество. (1991)
Малевич К. По лестнице познания: Из неопубликованных стихотворений / Вступ. сл. Г.Айги. (1991)
Малевич К. Лень как действительная истина человечества. С прилож. ст. Ф. Ф. Ингольда «Реабилитация праздности» / Предисл. и примеч. А. С. Шатских. (1994)
Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и др. работы. 1913—1929 / Общ. ред., вступ. ст., сост., подг. текстов и комм. А. С. Шатских; раздел «Статьи в газете „Анархия“ (1918)» — публ., сост., подг. текста А. Д. Сарабьянова. (1995)
Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924—1930 / Сост., предисл., ред. переводов, комм. Л.Демосфеновой; науч. ред. А. С. Шатских. М.: Гилея, 1998 (тираж 1500 экз., доп. тираж 500 экз.)
Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. С прилож. писем К. Малевича к М. О. Гершензону. 1918—1924 / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских. (2000)
Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К. С. Малевича и Эля Лисицкого / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских. (2003)
Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т 5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты лекций, Записки и заметки. Поэзия. (2004)
К. Малевич. Чёрный квадрат. (2012)
Малевич К. Черный квадрат. О себе. (2015)
Казимир Малевич: Беспредметность, предисл. А. В. Кацнельсон // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. (2016)