Олеша Юрий Карлович
Краткая биография:
Родился 3 марта 1899 года В Елисаветграде (сейчас Кропивницкий), Херсонской губернии, в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество. Отец, Карл Антонович Олеша, был акцизным чиновником. Мать Олимпия Владиславовна.
Родным языком Юрия был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь он поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». Окончив гимназию, в 1917 году поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». Сотрудничал с «Бюро украинской печати» (Украинское отделение РОСТА).
В годы Гражданской войны оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах, пережил бурный роман с Серафимой Суок. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу.
В 1922 году, после отъезда родителей, Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимами Зубило и Касьян Агапов. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров).
В 1924 году написал первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.
В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».
Книгу «Три толстяка» Олеша посвятил Валентине Леонтьевне Грюнзайд, за которой ухаживал во время работы над сказкой. К моменту опубликования книги она уже стала женой писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева). Впоследствии Олеша женился на сестре своей бывшей сожительницы Серафимы Суок — Ольге. Воспитывал её сына от первого брака, который в 17 лет покончил с собой.
В пейзаж новой «индустриальной» литературы вписаться не смог. В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло крупных художественных произведений. Слишком ясна стала невостребованность в новом советском государстве его героев-мечтателей. На Первом съезде Союза писателей Олеша произнёс покаянную речь, где уподобил себя главному герою романа «Зависть» Николаю Кавалерову.
В 1930-е годы по заказу МХАТа работал над пьесой о нищем, «в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято всё, кроме клички „писатель“». Критическое отношение к советской действительности сквозит и в пьесе «Список благодеяний» (1930), которую под давлением цензуры пришлось переписать. Поставленный Мейерхольдом спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям).
В 1937 году выступил в «Литературной газете» со статьёй «Фашисты перед судом народа», обличая бывших руководителей партии, обвинённых в создании подпольного параллельного троцкистского центра, и воспевая Сталина.
В годы войны жил в эвакуации в Ашхабаде, работал там на радио, вернулся в Москву только в 1947-м. Обстановка в стране и в культуре оказывала на Олешу угнетающее воздействие. Писать по канонам соцреализма он не хотел и не мог. В 1930-х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 по 1956 год не переиздавались.
После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Казакевича.
В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу, в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег не было — удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему объяснили, что похоронили бы его по высшей, самой дорогой категории. Олеша в ответ спросил, нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?..
Пристрастие к спиртному подорвало крепкое здоровье писателя.
Умер в Москве 10 мая 1960 года от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Олеша Ю.К. Агасфер. (1920)
Олеша Ю.К. Беатриче. (1920)
Олеша Ю.К. Бильбао. (Эскизы). (1937—1938)
Олеша Ю.К. Гранатовый браслет. (Эскизы инсценировки повести А.Н. Куприна). (1959)
Олеша Ю.К. Двадцатилетие советской кинематографии. (в соавт., 1940)
Олеша Ю.К. Девочка и цирк. (1949)
Олеша Ю.К. Заговор чувств. (Инсценировка романа "Зависть"). (1929)
Олеша Ю.К. Игра в плаху. (1920)
Олеша Ю.К. Идиот. (Инсценировка романа Ф.М. Достоевского). (1958)
Олеша Ю.К. Кардинальные вопросы. (1935)
Олеша Ю.К. Маленькое сердце. (1918)
Олеша Ю.К. Маяк. (Диалоги для новеллы из «Боевого киносборника № 9»). (1942)
Олеша Ю.К. Море зовёт. (1959)
Олеша Ю.К. Нищий. (эскизы). (1929)
Олеша Ю.К. Огонь. (1950)
Олеша Ю.К. Ошибка инженера Кочина. (в соавт., 1939)
Олеша Ю.К. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. (1951)
Олеша Ю.К. Смерть Занда. (1929—1930)
Олеша Ю.К. Солдаты болот. (1938)
Олеша Ю.К. Список благодеяний. (1930)
Олеша Ю.К. Строгий юноша. (1934)
Олеша Ю.К. Три толстяка. (1959)
Олеша Ю.К. Цветы запоздалые. (Инсценировка рассказа А.П. Чехова). (1959)
Олеша Ю.К. Черная бутылка. (эскизы инсценировки романа Ж. Верна "Дети капитана Гранта"). (1946)