О. Генри (Уильям Сидни Портер)
О. Генри (настоящее имя Уильям Сидни Портер; 1862-1910) - американский писатель, признанный мастер короткого рассказа.
Об авторе:
Родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо (Северная Каролина) в семье врача, предками которого были английские и голландские колонисты.
В трёхлетнем возрасте лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался тёткой по отцу Эвелиной Портер, которая являлась владелицей частной школы. После школы (в 16 лет) начал работать в аптеке у дяди продавцом и фармацевтом (1878). Быстро учился и через год, в 1879 году, получил лицензию фармацевта. Через три года, в 1881-м, уехал в Техас, так как у него были серьёзные симптомы заболевания туберкулёзом, и требовалось сменить климат. Там, жил на ранчо сына знакомого доктора Холла - Ричарда Холла, помогал в работе (раз-два в неделю привозил почту из городка Конулла, помогал с приготовлением еды для ковбоев), но не работал, не получал жалованье и не платил за еду и кров. Через два года, излечившись и окрепнув, переехал в город Остин (Техас), где пробовал разные профессии: работал бухгалтером в фирме недвижимости, чертёжником в земельном управлении.
Будучи молодым холостяком, вёл активную общественную жизнь в Остине. Отличался остроумием, талантом рассказчика и музыкальными способностями: играл на гитаре и мандолине, пел в хоре в епископальной церкви Св. Давида и стал членом «Hill City Quartette» - группы молодых людей, которые пели на собраниях и исполняли серенады молодым женщинам города.
Встретил Атоль Эстес из богатой семьи, когда ей было 17 лет. Историки полагают, что их встреча состоялась на закладке краеугольного камня Капитолия штата Техас 2 марта 1885 года. Её мать возражала против брака, потому что Атоль страдала от туберкулёза. 1 июля 1887 года Портер сбежал с Атоль и женился в гостиной дома преподобного Р. К. Смута, пастора Центральной пресвитерианской церкви, которую посещала семья Эстес. Пара продолжала участвовать в музыкальных и театральных коллективах, и Атоль поощряла своего мужа продолжать писать. В 1888 году Атоль родила сына (умер через несколько часов после рождения), а затем дочь Маргарет Уорт Портер в сентябре 1889 года.
Друг Портера Ричард Холл стал комиссаром Техаса и предложил Портеру работу. В январе 1887-го Портер начал работать чертёжником в Главном земельном управлении Техаса (GLO), получая зарплату 100 долларов в месяц. Зарплаты было достаточно, чтобы содержать семью, но он продолжал писать в журналы и газеты. В здании GLO начал разрабатывать персонажей и сюжеты для таких историй, как «Резолюция» (1900) и «Клад» (1908). Здание, похожее на замок, в котором он работал, было даже вплетено в некоторые из его сказок, таких как «Бексарское дело № 2692» (1894). Его работа в GLO была политическим назначением Холла. Холл баллотировался на пост губернатора на выборах 1890 года, но проиграл. Портер подал в отставку в январе 1891 года, на следующий день после присяги нового губернатора Джима Хогга.
В том же году начал работать в Первом Национальном банке Остина в качестве кассира и бухгалтера за ту же зарплату, которую получал в GLO. Банк работал неофициально, и Портер, по-видимому, небрежно вёл бухгалтерские книги и, возможно, присвоил средства. В 1894 году был обвинен банком в растрате и потерял работу, но в то же время ему не было предъявлено обвинение.
Затем работал полный рабочий день над своим юмористическим еженедельником «The Rolling Stone» (Катящийся камень), который начал, ещё работая в банке. В «The Rolling Stone» была показана сатира на жизнь, людей и политику, а также рассказы и зарисовки Портера. Хотя в конце концов «The Rolling Stone» достиг максимального тиража 1500 экземпляров, он потерпел неудачу в апреле 1895 года, потому что газета никогда не обеспечивала адекватного дохода. Тем не менее, его письма и рисунки привлекли внимание редактора газеты «Houston Post».
Портер с семьёй переехал в Хьюстон в 1895 году, где начал писать для «Houston Post». Его зарплата составляла всего 25 долларов в месяц, но с ростом популярности она неуклонно росла. Собирал идеи для своей колонки, слоняясь в холле отеля, наблюдая и разговаривая с людьми там. Это была техника, которую он использовал на протяжении всей своей писательской деятельности.
Пока был в Хьюстоне, федеральные аудиторы провели аудит Первого Национального банка в Остине и обнаружили недостачу, которая привела к увольнению Портера. Последовало федеральное обвинение, и он всё-таки был арестован по обвинению в растрате.
Тесть Портера заплатил залог, чтобы уберечь зятя от тюрьмы. Он должен был предстать перед судом 7 июля 1896 года, но накануне, когда менял поезда, чтобы добраться до здания суда, либо под воздействием импульсивного решения, либо заранее посоветовавшись с женой, бежал сначала в Новый Орлеан, а затем в Гондурас в Центральной Америке, с которым у Соединённых Штатов в то время не было договора о выдаче.
Жил в Гондурасе всего 6 месяцев до января 1897 года. Там подружился с Элом Дженнингсом, печально известным грабителем поездов, который позже написал книгу о своей дружбе с О. Генри. Прятался в отеле Трухильо, где написал «Короли и капуста», в которой придумал термин «банановая республика», впоследствии широко используемый для описания небольшой нестабильной тропической нации в Латинской Америке с узкоспециализированной аграрной экономикой.
Перед побегом Портер отправил Атоль и Маргарет в Остин к родителям жены. Состояние Атоли сильно ухудшилось, что сделало невозможным её переезд к Портеру в Гондурас, как они планировали. Узнав, что его жена умирает, вернулся в Остин и сдался суду. В связи с состоянием жены получил отсрочку. Атоль Эстес Портер умерла от туберкулёза 25 июля 1897 года.
После смерти жены затворнически жил у её родителей, а осенью 1897 года снова начал писать. Привычные юморески и карикатуры сменились на «интерес к человеческому характеру, сочетающийся с драматической интригой» и со счастливым примирительно-утешительным финалом.
Очередное судебное заседание состоялось в 7 февраля 1898 года. На суде Портер мало что мог сказать в свою защиту, и 17 февраля 1898 года был признан виновным в хищении 854,08 долларов США, осуждён по обвинению в растрате (возможно, ложному), приговорен к 5 годам тюрьмы и 25 марта 1898 года заключён в тюрьму города Колумбус штата Огайо под тюремным номером 30664.
Портер был лицензированным фармацевтом и мог работать в тюремной больнице в качестве ночного аптекаря. Ему дали собственную комнату в крыле больницы, но нет никаких записей о том, что он действительно провёл время в тюремном корпусе. Во время заключения в тюрьме им было создано 14 рассказов, опубликованных под разными псевдонимами, но самую широкую известность приобрёл псевдоним «О. Генри», впервые появившийся в рассказе «Рождественский чулок Дика-Свистуна» в декабрьском выпуске «Журнала Макклюра» за 1899 год. Друг Портера в Новом Орлеане отправлял эти произведения издателям, скрывая, что сам автор находится в тюрьме.
Портер провёл в заключении 3 года и 4 месяца и был досрочно освобожден 24 июля 1901 года за хорошее поведение. Воссоединился с дочерью, которой уже было 11 лет, в Питтсбурге, штат Пенсильвания, куда родители Атоли переехали после осуждения Портера. Маргарет никогда не говорила, что её отец был в тюрьме, а утверждала, что он был в командировке.
Наиболее плодотворный писательский период Портера начался в 1902 году, когда он переехал в Нью-Йорк, чтобы быть рядом со своими издателями. Там написал 381 рассказ. Более года писал воскресные рассказы для журнала New York World Sunday. Его остроумие, характеры и сюжетные повороты восхищали читателей, но часто подвергались нападкам критиков. Наиболее плодотворными стали 1904 год - 66 рассказов и 1905 год - 64 рассказа.
Снова женился в 1907 году на своей школьной любви Сарре (Салли) Линдси Коулман, с которой встретился после посещения родного штата Северная Каролина. Сара Линдси Коулман также была писателем и написала романтическую вымышленную версию их переписки и ухаживания в своей новелле «Ветер судьбы».
Портер много пил, и к 1908 году заметно ухудшившееся здоровье повлияло на его творчество. В 1909 году Сара покинула его, и он скончался 5 июня 1910 года в Нью-Йорке в возрасте 47 лет от цирроза печени, осложнений диабета и расширения сердца. После прощания в Нью-Йорке был похоронен на кладбище Риверсайд в Эшвилле, штат Северная Каролина.
Интересный факт:
Происхождение псевдонима О. Генри не совсем ясно.
Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Одной из газет он сообщил, что О. расшифровывается как Olivier (французское имя Оливер), и действительно, несколько рассказов он опубликовал там под именем Olivier Henry.
По другим данным, это имя известного французского фармацевта Этьена Осеана Анри, медицинский справочник которого был популярен в то время.
Ещё одну гипотезу выдвинул писатель и учёный Гай Дэвенпорт: «О. Генри» - не что иное, как сокращение названия тюрьмы, где сидел автор - Ohio Penitentiary Ohio State Penitentiary.
Эл Дженнингс, который сидел с Портером в тюрьме и стал известен как автор книги «Сквозь тьму с О. Генри» (есть вариант перевода названия «С О. Генри на дне»), в своей книге сообщает, что псевдоним взят из известной ковбойской песни, где есть такие строчки: «Вернулся любимый в 12 часов. Скажи мне, о Генри, какой приговор?»
Есть мнение, что известный американский писатель У. Портер взял псевдоним О. Генри в честь физика Дж. Генри, имя которого постоянно с восхищением произносил школьный учитель: «О! Генри! Это он открыл, что разряд конденсатора через катушку носит колебательный характер!». Первый рассказ под этим псевдонимом - «Рождественский подарок Дика-Свистуна», напечатанный в 1899 году в «Журнале Макклюра», - он написал в тюрьме.
«Короли и капуста» (роман) (1904)
Сборники рассказов:
«Четыре миллиона», 1906
«Горящий светильник», 1907
«Сердце Запада», 1907
«Благородный жулик», 1908
«Голос большого города», 1908
«Дороги судьбы», 1909
«На выбор», 1909
«Коловращение», 1910
«Деловые люди», 1910
«Шестёрки-семёрки» или «Всего понемножку», 1911 (посмертно)
«Под лежачий камень», 1912 (посмертно)
«Остатки», 1917 (посмертно)
Экранизации:
1928 - по мотивам рассказа О. Генри «Путь кабальеро» снят первый звуковой вестерн «В старой Аризоне».
1933 - советский режиссёр Лев Кулешов снял фильм «Великий утешитель», в основу которого легли факты из биографии О. Генри, а также две его новеллы.
1952 - по мотивам рассказов О. Генри снят американский фильм «Вождь краснокожих и другие…» с Мэрилин Монро в небольшой роли (новелла «Фараон и хорал»).
1958 - режиссёр Иосиф Шапиро по мотивам одноимённого рассказа О. Генри снял короткометражный фильм «Коловращение жизни».
1959 - режиссёр Анри Вернёй по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих», снял художественный фильм «Большой начальник/Le grand chef» с Фернанделем в главной роли.
1962 - советский режиссёр Леонид Гайдай снял фильм «Деловые люди», в который вошли три короткометражные новеллы «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души», «Вождь краснокожих».
1972 - режиссёр Валентина Марушевска сняла по одноимённому рассказу О. Генри киноновеллу «Дары волхвов», включенную в польский телефильм «Декамерон 40».
1977 - режиссёр Василий Давидчук по мотивам рассказов О. Генри «В антракте», «Без вымысла», «Негодное правило», «Предвестник весны», «Фараон и хорал», «Дебют Тильди» снял фильм «Джентльмены, которым не повезло». В ролях: Ростислав Плятт, Владимир Кенигсон, Виктор Сергачев, Валерий Носик, Анатолий Баранцев, Александр Леньков, Юрий Кузьменков, Елизавета Никищихина, Татьяна Васильева, Евгений Перов, Татьяна Шумова, Ирина (Ирен) Азер, Роман Филиппов, Ксения Минина, Серёжа Ковальский.
1978 - режиссёр Николай Рашеев по мотивам романа «Короли и капуста» снял одноимённый фильм.
1978 - режиссёр Альгимантас Пуйпа по мотивам рассказов О. Генри «Персики», «Русские соболя», «Дары волхвов», «Фараон и хорал» снял фильм «Не буду гангстером, дорогая». В главных ролях: Нийоле Ожелите, Костас Сморигинас, Витаутас Паукште, Антанас Шурна, Кестусис Генис, Вильгельмас Вайчекаускас, Ремигиюс Вилкайтис, Витаутас Григолис, Михаил Евдокимов, Леонас Змирскас.
1982 - режиссёр Александр Павловский по мотивам рассказов О. Генри из сборника «Благородный жулик» снял трёхсерийный фильм «Трест, который лопнул» с главными героями Энди Таккером (Регимантас Адомайтис) и Джефферсоном Питерсом (Николай Караченцов).
1984 - режиссёр Тынис Каск по мотивам рассказов О. Генри снял фильм «Две пары и одиночество».
1985 - мультфильм «Чертёнок с пушистым хвостом», пародия на рассказ «Вождь краснокожих».
1981 - режиссёр Арнольд Буровс на Рижской киностудии по мотивам рассказов О. Генри снял кукольный мультфильм «Бимини».
1984 - режиссёр Арнольд Буровс по новелле «Последний лист» снял одноимённый кукольный мультфильм.
1987 — режиссёр Арнольд Буровс по новелле «Принцесса и пума» снял одноимённый кукольный мультфильм.
1996 - режиссёр Мария Муат по мотивам одноимённой повести О. Генри создала кукольный мультфильм «Короли и капуста».
1997 - режиссёр Борис Берзнер снял фильм «Дела Лоховского», состоящий из трёх киноновелл; первая новелла — «Привет от тёзки» — обыгрывает новеллу «Поросячья этика».
1998 - режиссёр Боб Кларк по мотивам рассказа О. Генри «Вождь краснокожих» снял фильм «Похищение вождя краснокожих».
1999 - серия «Маски-шоу» «Маски в криминале» снята как пародия на рассказ «Вождь краснокожих».
2003 - Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял «Новогодний романс», перенеся в наше время действие рассказов «Дары волхвов» и «Последний лист».
2009 - кинематографистами казахстанской студии «Балапан-фильм» по мотивам новеллы «Родственные души» снят фильм «Вор» (режиссёр и автор сценария — Гани Кураш), но в данном случае фильм наполнен местным колоритом и откровенно пропагандирует мусульманские духовные ценности.
2010 - пятая серия («С волками жить…») мультипликационного сериала «Маша и Медведь» представляет собой пародию на рассказ «Вождь краснокожих».
2012 - Егор Анашкин по мотивам рассказа «Вождь краснокожих» снял фильм-пародию «Вождь разнокожих».
2020 - Елена Елагина по мотивам рассказа «Пока ждёт автомобиль» сняла фильм «Мой Ламборгини ярко-жёлтого цвета».