Мусоргский Модест Петрович
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - русский композитор, член «Могучей кучки». Работал в различных жанрах: в его творческом наследии - оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.
Об авторе:
Родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Первые 10 лет жизни провел дома, получил домашние образование и учился играть на фортепьяно. Потом был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе увлекся церковной музыкой.
С 1852 года занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.
В 1856 году отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы познакомился с А. С. Даргомыжским).
В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.
В 1859-м познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.
В 1861 году начал работу над операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя). Все эти оперы так и не были завершены композитором.
В 1870-м начал работу над своим самым главным произведением - оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871-м представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.
В 1872 году начал работу сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сороченской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя). Оба этих произведения так и не были закончены. Написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова, Н. Островского, стихов Т. Шевченко. Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).
В последние годы жизни тяжело переживал распад «Могучей кучки», непонимание и критику со стороны музыкальных чиновников и коллег (Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова). На этом фоне развилась тяжелая депрессия, он пристрастился к алкоголю. Музыку стал писать медленнее, с работы уволился, потеряв маленький, но постоянный доход. Его поддерживали только друзья. Последний раз публично выступил на вечере памяти Ф. М. Достоевского 4 февраля 1881 года.
13 февраля умер в Николаевском госпитале в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Но на сегодняшний день сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 30-ых годах) его могила была утрачена.
Мусоргский М.П. Письма. (1981)
Мусоргский М.П. Письма и документы. (1932)
Мусоргский М.П. Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову. (1939)
Мусоргский М.П. Письма к В.В. Стасову. (1911)