Гёльдерлин Фридрих
Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (1770-1843) - немецкий поэт, философ и переводчик, педагог, библиотекарь.
Краткая биография:
Родился 20 марта 1770 года в Лауффене-ам-Неккаре, неподалёку от Хайльбронна в семье консистория. Рано осиротел: в 1772 году умер его отец Генрих Фридрих Гёльдерлин, и с тех пор он рос под руководством благочестивой матери - Джоанны Кристианы Гок.
С 1788 по 1793 годы обучался богословию в Тюбингене, но очевидно, что решение заняться этим комплексом дисциплин было принято матерью, чему он пассивно подчинился. Обучение богословию требовало предшествующего обучения в семинарии, в которую он ходил сначала в Денкендорф, а затем уже в Маульбронне.
В богословской семинарии вступил в так называемое «духовное училище», в котором имелись весьма строгие порядки и монастырская дисциплина. Однако были и существенные плюсы, вместо богословских занятий там часто преподавали классическую филологию и философию. По окончании семинарии должен был занять место пастора, однако это нисколько его не прельщало, он не желал священствовать. Много учился в Тюбингене, проявляя инициативу и самостоятельность в учёбе, и уже скоро стал знатоком античных авторов.
Ещё студентом Тюбингенского университета начал писать стихи, в форме и содержании которых было заметно подражание Фридриху Клопштоку. В 1789 году из-за неравнодушности к астрономии Гёльдерлин написал стихотворение, воздающее хвалу Иоганну Кеплеру.
В 1790 году поселился в институтском общежитии, и его соседями по комнате в общежитии и однокурсниками были Гегель и Шеллинг. Во времена учёбы был ровесником Гегеля, и пятью годами старше Шеллинга. Так как Гёльдерлин изучал философию, а в те времена наиболее популярны были Спиноза и Кант, дружба с также страстно увлекающимися философской наукой Гегелем, Шеллингом только крепла.
В 1790-х Гёльдерлин показал себя в литературе, написав гимны, выражающие стремление к свободе. Идеал свободы видел в мифах Древней Греции.
В 1794-1795 годах жил в Йене. В 1794 году посещал лекции Иоганна Фихте в Йенском университете. Здесь, в центре романтического движения, завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гёльдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Зиму в Йене проводил без отопления, сидя дома укутавшись и сознательно шёл на терпение холода, лишь бы продержаться подольше в этом городе, и вблизи от Веймара. Веймар и Йена были необходимы ему своей культурой и людьми. Он начал заводить отношения с Шиллером и Гёте, перед обоими философами он благоговел, однако те относились к нему скорее с полным равнодушием.
В январе 1796 года стал домашним учителем у семьи Гонтар в городе Франкфурт-на-Майне, в семье местного коммерсанта. В данной семье он провёл следующие годы с небольшим отлучением в августе 1796 года, во время волнений войны.
С начала 1797 года вновь сошёлся с Гегелем, который вернулся во Франкфурт-на-Майне на ту же общественную позицию. Там продолжил преподавание детям семьи Гонтар и влюбился в мать учеников - Сюзетт Гонтар. Она стала вдохновением для Гёльдерлина при написании романа «Гиперион, или Отшельник в Греции», опубликованного в 1797-1799 годах.
Пониженное настроение усилилось под влиянием безнадёжной и страстной любви с 1796 года к матери своих учеников, которых он учил на дому. В ней он нашёл идеал женщины, звал «гречанкой» и изобразил её в своём романе «Гиперион, или Отшельник в Греции» под именем Диотимы. Односторонняя любовь и недостижимость «гречанки-Диотимы» сильно угнетала его; возможно, это было одной из причин, по которой он стремился скрыться в аутистическом мире иллюзий.
Современники говорили, что черты лица Гёльдерлина и «Диотимы» были схожи как две капли воды, они выглядели как брат и сестра. Позднее это послужило мотивом для поэмы Гёльдерлина 1799 года «Эмилия в канун своей свадьбы». В данной поэме отношение Эмилии к своему супругу носит оттенок сестринства, к тому же этот жених похож на покойного брата Эмилии.
В сентябре 1798 года Гёльдерлин расстался с семейством Гонтар, бросил домашнее преподавание и стал переезжать с места на место. Временное прибежище нашёл у своего друга Синклера в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (также известный как Гомбург). Затем, по иницитиативе Синклера, отправился в Раштатт на время конгресса, но затем снова возвратился в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ.
В йенской «Всеобщей литературной газете» в мартовском номере 1799 года была опубликована рецензия Августа Шлегеля на альманах, издававшийся Кристианом Людвигом Нейффером, другом Гёльдерлина. В газете также печатались стихи Гёльдерлина.
Летом 1800 года отправился к своей семье в Нюртинген, но переезды его не прекратились: позднее поехал в Штутгарт, затем в Хауптвиль близ Констанца, а под конец 1801 года во Францию, в Бордо. В последнем городе занялся снова домашним преподаванием в семействе немца-виноторговца. После переезда из дома Гонтаров Гёльдерлин не прекращал тайно переписываться с «Диотимой». Их переписка продолжалась вплоть до её смерти в 1802 году.
В 1802 году вернулся на родину с явными симптомами психического расстройства. В Германии, встретившись со знакомым поэтом Маттисоном, оставил у того тяготящее впечатление. Позднее Маттисон рассказал, как в его комнату вошёл жалкий человек в растерзанном виде, явно с психическими нарушениями, и произнёс с приводящей в ужас холодностью только единое слово: «Гёльдерлин», после чего он сразу покинул дом поэта.
«Диотима» умерла, что, возможно, подорвало его психику окончательно. Тем не менее он снова начал писать стихи, изучал творчество древнегреческого лирического поэта Пиндара и переводил и комментировал тексты афинского драматурга и трагика Софокла. Самое крупное из произведений Гёльдерлина - роман «Гиперион, или Отшельник в Греции», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа - чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гёльдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного.
После «Гипериона, или Отшельника в Греции» были начаты неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» - лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта, - переводы из Софокла: «Антигона» и «Царь Эдип» - и ряд лирических стихотворений. Лирика Гёльдерлина проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем мировосприятие Гёльдерлина - мировосприятие пантеиста-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы. В поисках новых форм Гёльдерлин переосмысливает на свой лад христианство, создав миф, в котором Иисус Христос - последний олимпийский бог. Миссией последнего бога Олимпа предназначалось осуществление социальной справедливости.
Летом в 1804 году Гёльдерлин переехал в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ и занял должность библиотекаря, благодаря содействию друга Синклера, который предложил ландграфу Гессен-Гомбурга его кандидатуру.
В скором времени его психическое состояние стало ухудшаться, и 11 сентября 1805 года Гёльдерлин был доставлен в клинику в Тюбингене под управлением доктора Иоганна Генриха Фердинанда фон Аутенрита, изобретателя маски для предотвращения криков у психически больных. Клиника была прикреплена к Тюбингенскому университету. Продолжительность нахождения в клинике - до 3 мая 1807 лет (351 день). Какие методы лечения использовали психиатры, неизвестно.
С 1807 года наступили трагические времена для Гёльдерлина, он начал жить в Тюбингене в семействе мастера-плотника Эрнста Циммера. Он никого не узнавал и ничего не понимал, был замкнутым и учтивым. Иногда называл себя Скарданелли или Буонаротти.
С 1807 до самой смерти жил на первом этаже «Башни Гёльдерлина».
Умер в Тюбингене 7 июня 1843 года.
Дополнительная информация об авторе:
Книги автора
Гёльдерлин Ф. Гиперион, или Отшельник в Греции. (1982)Гёльдерлин Ф. Сочинения. (1969)