Адорно Теодор

Адорно Теодор
Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (1903-1969) - немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической школы.

Краткая биография:

Родился 11 сентября 1903 года во Франкфурте-на-Майне, в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения. Семья его отца, переселилась во Франкфурт из городка Деттельбах во Франконии в конце XIX века и занималась виноторговлей. Семья матери - оперной певицы Марии Кальвелли-Адорно делла Пиана - была итальянского происхождения и придерживалась католицизма.
С 1913 по 1921 год Теодор, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом поступил в местную консерваторию. В 15 лет сдружился с журналистом Зигфридом Кракауэром, ставшим его интеллектуальным наставником.
Хотя Адорно никогда прямо не участвовал в политической жизни, революционный настрой времени не обошёл его стороной. В последнем классе познакомился с книгами Дьёрдя Лукача и Эрнста Блоха, оказавшими на него большое впечатление.
В 1921-м поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. Его научным руководителем стал неокантианец Ганс Корнелиус, один из основоположников гештальтпсихологии; на его семинаре он и познакомился со своим ближайшим товарищем Максом Хоркхаймером. В конце 1924 года защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.
В 1925-м поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана.
Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Иммануила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята.
С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».
С начала 1920-х годов выступал в печати как музыкальный критик (свою первую критическую статью «Экспрессионизм и художественная правдивость» опубликовал уже в 17-летнем возрасте).
С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.
По возвращении во Франкфурт преподавал в университете. Вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.
Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже придерживавшихся левых взглядов евреев, не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишён права на преподавание. Это заставило его в 1934-м эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института.
В 1938-1941 годах работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах - содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).
В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне, став в 1953 году руководителем Института социальных исследований, а в 1963-м - председателем Немецкого социологического общества.
Книги Адорно, как и других членов Франкфуртской школы, оказали существенное влияние на становление «новых левых», его семинары посещала Анжела Дэвис, а сам он резко критиковал капитализм и войну во Вьетнаме. Однако на волне подъёма студенческого движения в 1968-1969 годах на практике вошёл в резкое противостояние с леворадикальными студентами. Поначалу встречался с представителями Социалистического союза немецких студентов, а выходки его слушателей были скорее ироничными (на его лекцию об «Ифигении в Тавриде» Гёте, прочитанную по приглашению Петера Сонди в Свободном университете Берлина, принесли растяжку «Левые фашисты Берлина приветствуют Классициста Тедди»).
Однако в письмах Герберту Маркузе Адорно писал о непродуктивности молодёжного протеста, «законных требованиях и сомнительных средствах студенчества». В свою очередь, листовка протестующих провозглашала: «Профессор Адорно всегда готов засвидетельствовать склонность западногерманского общества к бесчеловечности. Однако он отказывается высказать своё мнение, столкнувшись с конкретным проявлением бесчеловечности. Он предпочитает молча страдать от противоречий, которые он перед этим констатировал». Когда группа студентов собиралась устроить политическую дискуссию в опечатанной аудитории, Адорно вызвал полицию. Когда студенты в отместку сорвали его курс «Введение в диалектическое мышление» (трое студенток обнажили перед ним грудь и осыпали его лепестками), профессор отменил последующие лекции и уехал в Швейцарию для работы над «Эстетической теорией».
Скончался от инфаркта в Фиспе, (Швейцария), 6 августа 1969 года.

Дополнительная информация об авторе:
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги автора

Адорно, Т. Избранное: Социология музыки. (1999)
Адорно, Т. Проблемы философии морали. (2000)
Адорно, Т., Беньямин В. Из переписки. (2000.)
Адорно, Т. Эстетическая теория. (2001)
Адорно, Т. Философия новой музыки. (2001)
Адорно, Т. Негативная диалектика. (2003)
Адорно, Т. Оглядываясь на сюрреализм. (2006)
Адорно, Т. Негативная диалектика. (2011)
Адорно, Т. К логике социальных наук. (1992)

Читать далее

Книги