Алексеев Александр Алексеевич(художник)

Алексеев Александр Алексеевич(художник)
Александр Алексеевич Алексеев (1901-1982) - график, сценограф, художник-аниматор, режиссер

Краткая биография:

Родился 18 августа 1901 года в Казани. Раннее детство провел в Константинополе, где отец работал военным атташе. После исчезновения отца при невыясненных обстоятельствах вместе с семьей вернулся в Россию. Учился в Первом кадетском корпусе в Петербурге (1912–1917). В середине 1910-х увлекся искусством; получил разрешение заниматься рисованием в музее.
В начале революции переехал к родственникам в Уфу, посещал Школу искусств Д. Д. Бурлюка.
В 1919-м оказался во Владивостоке; учился в Морском военном училище.
В 1920 году покинул Россию: через Японию, Китай, Индию, Египет и Англию добрался до Франции.
С 1921 года осел в Париже. Учился в Школе восточных языков. Познакомился с С. Ю. Судейкиным, учился в его студии и работал ассистентом Судейкина. Посещал занятия в академии Гранд Шомьер.
В 1922–1925 годы — декоратор-исполнитель во многих театрах и труппах: у Н. Ф. Балиева, Ж. Питоева, Ф. Ф. Комиссаржевского, Гастона Бати, Луи Жувэ и других. Участвовал в оформлении спектаклей Русского балета С. П. Дягилева и Шведского балета.
В 1923 году женился на актрисе театра Ж. Питоева А. А. Гриневской; в том же году у них родилась дочь — Светлана (в будущем художник — С. А. Алексеева-Рокуэлл).
Работал в техниках рисунка пером и кистью, офорта, акватинты, литографии, ксилографии, фотомонтажа. Занимался книжной графикой. Оформил издания: «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1927), «Пиковая дама» (1928) и «Повести Белкина» (1930) А. С. Пушкина, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского (1929).
Участвовал в выставке «7 иллюстраторов» (1927), «Сон в искусстве и литературе» (1939) в галерее «d`Art Contemporian»; совместной с А. В. Бродовичем выставке в галерее «J. Povolotzky» (1928); выставке русского искусства в Брюсселе (1928), Осеннем салоне (1928, 1938). Провел выставку иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (литография) в галерее «d`Art Contemporian» (1929).
В 1930 году тяжелая болезнь, вызванная работой с кислотой, привела к удалению легкого и длительному лечению в санатории.
По возвращении в Париж увлекся экспериментальным кино; под впечатлением от фильмов «Механический балет» Ф. Леже и «Идея» Б. Барташа начал эксперименты в области кинематографа. Разработал способ съемки анимационных фильмов с помощью так называемого «игольчатого экрана»: вертикальной плоскости, через которую проходят равномерно распределенные иглы; обращенные острием к объективу они не видны, но при надавливании на игольчатую поверхность дают тени различной длинны; перемещением источника света и движением игл достигались интересные эффекты.
В 1933 году вместе с помощницей К. Паркер снял в данной технике 8-минутный анимационный фильм «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского. В том же году основал студию анимационных фильмов, в которой работали П. Гранвиль, А. Гриневская, К. Паркер, Ж. Виоле, Е. Раик. Поставил кукольно-игровой фильм «Спящая красавица». Занимался созданием рекламных роликов.
В 1940-м переехал в США, где поселился у родственников помощницы К. Паркер. В 1941 году получил развод и женился на Паркер.
В 1943 году снял в Канаде в технике «игольчатого экрана» фильм «Мимоходом».
В 1946-м вернулся в Париж.
Со второй половины 1940 и до 1970-х создал более 50 рекламных роликов для компаний Evian, Esso, L`Oreal, Osram, Nescafe, Renault и других. Автор анимационных фильмов «Нос» по повести Н. В. Гоголя (1963, приз графа де Лануа на Международном фестивале экспериментального кино в Бельгии, диплом Международного фестиваля короткометражных фильмов в Оберхаузене), «Картинки с выставки» (1972) и «Три темы» (1980) по музыкальным темам М. П. Мусоргского; пролог и эпилог к фильму «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. О. Уэлс, 1962).
Награждался почетными дипломами за анимационные фильмы на биеннале в Венеции (1952, 1954); фестивале в Монте-Карло, призом Каннского кинофестиваля (1955). Член Французской кинематографической академии (1954). Один из основателей фестиваля мультипликационных фильмов в Аннси (1960).
Продолжал плодотворную работу в области книжной графики; оформил книги «Слово о полку Игореве» (1950), «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака (1959), «Сказки» Э.-Т.-А. Гофмана (1960), «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского (1967), «Анна Каренина» Л. Н. Толстого (1951–1957, не издано).
Провел персональные выставки в Париже (1968, 1975).
Умер в Париже 9 августа 1982 года.

Читать далее

Книги