Осоргин Михаил Андреевич

Осоргин Михаил Андреевич
Михаил Андреевич Осоргин (настоящая фамилия Ильин; 1878-1942) — русский писатель, журналист, эссеист. Один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, один из руководителей нескольких русских масонских лож во Франции.

Краткая биография:

Родился 19 октября 1878 года в Перми — в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец (Андрей Фёдорович Ильин), выпускник юридического факультета Казанского университета, занимался проведением в жизнь на Урале крестьянских и судебных реформ Александра II; мать (Елена Александровна Ильина, в девичестве Савина), выпускница Варшавского института благородных девиц, владела польским, французским, латинским и немецким языками; брат Сергей (умер в 1912 году) был местным журналистом и поэтом.
Во время учёбы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевдонимом Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем.
После успешного окончания гимназии, в 1897 году, поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование, в 1902 году, стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».
В 1903 году женился на дочери народовольца А. К. Маликова.
Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции — на насилие отвечать насилием, на подавление свободы — террором, не исключая индивидуальный. Активного участия в революции не принял, но в её подготовку был вовлечён.
Во время революции 1905—1907 годов в его московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооружённом восстании 1905 года.
В декабре 1905 года Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. После чего сразу уехал в Финляндию, а оттуда — через Данию, Германию, Швейцарию — в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет.
Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913). К этому же времени относится сотрудничество Осоргина с редакцией Энциклопедии Граната, которая указывала его в списке авторов перед началом каждого тома без инициала отчества (Осоргин М.) и с уточнением в скобках: «Рим».
Особое внимание писателя привлекал футуризм. С пониманием отнёсся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имела в России значительный резонанс. Ему доверяли как блестящему знатоку Италии, к его суждениям прислушивались.
В 1912 году для женитьбы на адвокате Рахили Григорьевне (Гиршевне) Гинцберг, дочери литератора Ушера Исаевича Гинцберга (публиковавшегося под псевдонимом Ахад-ха-Ам), принял иудаизм (брак распался в 1923 году уже в Германии).
Из Италии дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 году Осоргин печатно объявил о своём отходе от партии эсеров, а в 1914 году стал масоном. Утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчёркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.
С началом Первой мировой войны сильно затосковал по России. Хотя связей с Родиной не прекращал (был заграничным корреспондентом «Русских ведомостей», публиковался в журналах, например в «Вестнике Европы»), но осуществлять их было труднее. Полулегально возвращается в Россию в июле 1916 года, проехав через Францию, Англию, Норвегию и Швецию.
С августа 1916 жил в Москве. Один из организаторов Всероссийского союза журналистов и его председатель (с 1917) и товарищ председателя Московского отделения Союза писателей. Сотрудник «Русских ведомостей».
После Февральской революции входил в комиссию по разработке архивов и политических дел в Москве, работавшую с архивом московского охранного отделения. Осоргин принял Февральскую революцию 1917 года. Стал широко печататься в журнале «Голос минувшего», в газетах «Народный социалист», «Луч правды», «Родина», «Власть народа» вёл текущую хронику и редактировал приложение «Понедельник».
Тогда же подготовил к изданию сборники рассказов и очерков «Призраки» (1917) и «Сказки и несказки» (1918). Участвуя в разборе документов московской охранки, он опубликовал брошюру «Охранное отделение и его секреты» (1917).
После Октябрьской революции выступал против политики большевиков. В 1919 году был арестован, освобождён по ходатайству Союза писателей и Ю. К. Балтрушайтиса.
В 1921 году работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК (Всероссийский комитет помощи голодающим «Помгол»), был редактором издаваемого ею бюллетеня «Помощь».
В августе 1921 года был арестован вместе с некоторыми членами комиссии, но благодаря вмешательству Фритьофа Нансена их освободили. Зиму 1921—1922 годов провёл в Казани, редактируя «Литературную газету», затем вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей и рассказы. По просьбе Е. Б. Вахтангова перевёл с итальянского языка пьесу К. Гоцци «Турандот» (1923); опубликовал переводы пьес К. Гольдони.
В 1918 году вместе с другими писателями и поэтам, в числе которых был давний друг Н. Бердяев, открыл знаменитую «Книжную лавку писателей» в Москве. Она просуществовала до 1922 года и стала своеобразным приютом интеллигенции в годы послевоенной разрухи.
В 1921 году был арестован и выслан в Казань.
Осенью 1922 года с группой оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции (таких как Н. Бердяев, Н. Лосский и другие) был на так называемом Философском пароходе выслан из СССР. Троцкий в интервью иностранному корреспонденту выразился так: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Эмигрантская жизнь Осоргина началась в Берлине, где он провёл год. С 1923 года окончательно поселился в Париже. Публиковал свои работы в газетах «Дни», «Последние новости». Жизнь Осоргина в эмиграции была трудной: он стал противником всех и всяческих политических доктрин, превыше всего ценил свободу, а эмиграция была очень политизирована.
Осенью 1926 года женился на Татьяне Бакуниной.
Как писатель Осоргин стал известен ещё в России, но слава пришла к нему в эмиграции, где были опубликованы его лучшие книги. «Сивцев Вражек» (1928), «Повесть о сестре» (1931), «Свидетель истории» (1932), «Книга о концах» (1935), «Вольный каменщик» (1937), «Повесть о некоей девице» (1938), сборники рассказов «Там, где был счастлив» (1928), «Чудо на озере» (1931), «Происшествия Зелёного мира» (1938), воспоминания «Времена» (1955).
Сохранял советское гражданство до 1937 года, после чего жил без паспорта, французского гражданства не получил.
С начала Второй мировой войны жизнь Осоргина круто изменилась. В июне 1940 года, после наступления немцев и оккупации части французской территории, Осоргин с женой бежали из Парижа. Они поселились в Шабри, на том берегу реки Шер, который не был занят немцами. Там написал книгу «В тихом местечке Франции» (1940) и «Письма о незначительном» (опубл. в 1952). Осудив войну, размышлял о гибели культуры, предупреждал об опасности возвращения человечества в средневековье, скорбел о непоправимом ущербе, который может быть нанесен духовным ценностям. Вместе с тем твёрдо стоял за право человека на свободу личности.
Там же, в Шабри, 27 ноября 1942 года, писатель скончался и был похоронен.

Книги автора

Осоргин М. А. Очерки современной Италии. (1913)
Осоргин М. А. Охранное отделение и его секреты. (1917)
Осоргин М. А. Пенсне. (1917)
Осоргин М. А. Призраки. (1917)
Осоргин М. А. Про нынешнюю войну и про вечный мир. (1917)
Осоргин М. А. Сказки и не сказки. (1918)
Осоргин М. А. Из маленького домика. (1921)
Осоргин М. А. Вещи человека. (1929)
Осоргин М. А. Повесть о сестре. (1931)
Осоргин М. А. Чудо на озере. (1931)
Осоргин М. А. Свидетель истории. (1932)
Осоргин М. А. Повесть о некоей девице. (1938)
Осоргин М. А. Происшествия зелёного мира. (1938)
Осоргин М. А. В тихом местечке Франции (июнь-декабрь 1940). Осоргин М. А. Воспоминания. (1946)
Осоргин М. А. По поводу белой коробочки. (1947)
Осоргин М. А. Письма о незначительном. (1952)
Осоргин М. А. Дневник Галины Бениславской. (1981)
Осоргин М. А. Мемуары изгнанника. (1985)
Осоргин М. А. Воспоминания; Повесть о сестре / Составление, вступительная статья и примечания О. Г. Ласунского. (1992)
Осоргин М. А. Собрание сочинений. Т. 1. Сивцев Вражек: Роман. Повесть о сестре. Рассказы / Составление, предисловие, комментарии О. Ю. Авдеевой. (1999)
Осоргин М. А. Собрание сочинений. Т. 2. Старинные рассказы / Составление, предисловие О. Ю. Авдеевой. Комментарии О. Ю. Авдеевой и А. И. Серкова. (1999)
Осоргин М. А. Заметки старого книгоеда. Воспоминания. (1989; 2007)

Читать далее

Книги

Аудиокниги