Альберт Великий
Краткая биография:
Вероятно, Альберт родился до 1200 года, учитывая хорошо задокументированные свидетельства того, что ему было более 80 лет на момент смерти в 1280 году. Два более поздних источника утверждают, что Альберт скончался в возрасте 87 лет, поэтому в качестве даты рождения Альберта обычно указывают 1193 год, но эта информация не имеет достаточных доказательств для подтверждения. Предполагают[кто?], что Альберт родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене (ныне — в Баварии), поскольку он называл себя «Альбертом из Лауингена», но это могло быть и просто семейным именем. Скорее всего, его семья принадлежала к священническому сословию.
Альберт, вероятно, получил образование, в основном, в Падуанском университете, где изучал труды Аристотеля и Отцов Церкви, а также проявил большие способности к естественным наукам. В позднем свидетельстве Рудольфа из Новамагии упоминается о встрече Альберта и Девы Марии, которая и убедила его принять священный сан. В 1223 (или 1229) году[ он стал членом Доминиканского ордена и изучал богословие в Болонье и иных местах. С 1228 по 1254 годы Альберт преподавал в крупнейших университетах Баварии и Франции и обрёл славу величайшего схоласта Европы. Будучи избран на должность лектора в Кёльне, где у доминиканцев был свой дом, он преподавал там в течение нескольких лет, а также в Регенсбурге, Фрайбурге, Страсбурге и Хильдесхайме. Во время первого лекторства в Кёльне Альберт написал свою «Сумму о благе» после обсуждения с Филиппом Канцлером трансцендентальных свойств бытия[6]. В 1245 году Альберт стал магистром богословия под руководством Герика Сен-Квентенского, первого немецкого доминиканца, получившего данное звание. После такого поворота событий Альберт смог преподавать богословие в Парижском университете в качестве штатного профессора, занимая кафедру богословия в колледже Святого Иакова[6]. В это время Фома Аквинский начал учиться у Альберта[7]. Впоследствии он стал одним из любимых учеников Альберта и сопровождал его в поездках по университетам и многочисленным странствиям.
Альберт первым прокомментировал практически все труды Аристотеля, сделав их доступными для более широких академических обсуждений. Изучение Аристотеля привело его к изучению и комментированию учений исламских учёных, в частности Авиценны и Аверроэса, и это вовлекло его в многочисленные академические споры.
В 1254 году Альберт был назначен провинциалом Доминиканского ордена и выполнял свои обязанности с особой тщательностью и усердием. Деятельность Альберта на этом посту способствовала развитию ордена во вверенной ему провинции Тевтония и росту числа братьев. Пребывая в должности, он публично защищал доминиканцев от нападок со стороны светских и регулярных преподавателей Парижского университета, комментировал Евангелие от Иоанна и отвечал на ошибочные, по его мнению, утверждения исламского философа Аверроэса.
В 1259 году Альберт принял участие в Общем капитуле доминиканцев в Валансьене вместе с Фомой Аквинским, мастерами Бонушомо Бритто, Флоренцием и Петром (впоследствии папой Иннокентием V), установившим ratio studiorum или программу обучения для доминиканцев[10], которая включала в себя изучение философии как новшество для тех, кто недостаточно подготовлен для изучения богословия. Это нововведение и положило начало традиции доминиканской схоластической философии, воплощённой на практике, например, в 1265 году в studium provinciale ордена при монастыре Святой Сабины в Риме, из которого впоследствии возник Папский университет Святого Фомы Аквинского, «Ангеликум».
В 1260 году папа Александр IV назначил его епископом Регенсбурга, но с этой должности Альберт ушёл через три года, поскольку она мешала его научным и богословским занятиям. Во время исполнения обязанностей он укрепил репутацию смиренного человека, отказавшись ездить верхом, в соответствии с предписаниями Ордена, вместо этого пересекая огромную епархию пешком. В 1263 году папа Урбан IV освободил его от обязанностей епископа и попросил проповедовать восьмой крестовый поход в немецкоязычных странах[11]. После этого он стал особо известен выступлением в качестве посредника между конфликтующими сторонами. В Кёльне он знаменит не только тем, что основал старейший университет Германии, но и «большим вердиктом» (der Große Schied) 1258 года, положившим конец конфликту между жителями Кёльна и архиепископом. Одним из последних его подвигов стала защита учения его бывшего ученика Фомы Аквинского, смерть которого в 1274 году опечалила Альберта (история о том, что он лично отправился в Париж, чтобы защитить учение Фомы Аквинского, не может быть подтверждена).
Альберт был учёным, философом, астрологом, богословом, духовным писателем, экуменистом и дипломатом. Под покровительством Гумберта Римского Альберт разработал учебную программу для всех студентов-доминикан, ввёл Аристотеля в университеты и исследовал сочинения неоплатоников, в частности Плотина. Действительно, именно 30-летняя работа, проделанная Фомой Аквинским и Альбертом и позволила включить Аристотеля в учебную программу доминиканских школ.
После ухудшения здоровья в 1278 году он скончался 15 ноября 1280 года в доминиканском монастыре в Кёльне, в Германии. С 15 ноября 1954 года его мощи находятся в римском саркофаге в крипте доминиканской церкви Святого Андрея в Кёльне. Хотя его тело было обнаружено нетленным при первой эксгумации через три года после его смерти, при эксгумации в 1483 года остался только скелет.
Альберт был причислен к лику блаженных в 1622 году. Он был канонизирован, папа Пий XI провозгласил его Учителем Церкви 16 декабря 1931 года и святым покровителем учёных в 1941 году. День памяти святого Альберта — 15 ноября.