Волынский Аким Львович
Аким Львович Волынский(литературный псевдоним, настоящие фамилия, имя, отчество - Хаим Лейбович Флексер) (1861-1926) - литературный критик и искусствовед; балетовед.
Краткая биография:
Родился 3 мая 1863 года, в Житомире. Из 6-го класса Житомирской гимназии перевёлся в 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию, по окончании которой был зачислен на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и сразу на стипендию, что для еврейского юноши было немыслимым успехом. После окончания университета ему предложили остаться на кафедре государственного права, но Волынский отказался: «Я хочу быть не профессором, а литератором». К этому времени он поменял фамилию «Флексер» на псевдоним «Волынский», которым подписал свою первую самостоятельную работу «Теолого-политическое учение Спинозы».
Сразу же по окончании университета, в 1889 году, Волынский принимает участие в журнале «Северный вестник», культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта», которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма».
Статьи Волынского о «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890-1895 под общим названием «Литературные заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой: «Русские критики» (1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли.
Волынский выступал против Н. А. Добролюбова за то, что он не знал «никаких широких увлечений с кипением всех чувств», против Н. Г. Чернышевского за «грубость и неискусность» его «материалистических положений», против «реалистического утилитаризма» Писарева и т. д.
Социально-философский импрессионизм влечёт Волынского то к культу Леонардо да Винчи, которому он посвящает большой и восторженный труд «Леонардо да Винчи» (1900; 2-е изд., 1909; первоначально в «Северном вестнике», (1897-1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Ф. М. Достоевским «Книга великого гнева» (1904); «Царство Карамазовых» (1901); «Ф. М. Достоевский» (1906; 2-е изд.- 1909), то к схоластически-теософской проповеди «иудаизма» в журнале «Новый путь».
Широко образованный искусствовед, Волынский много внимания уделял театру, в начале 1900-х годов увлёкся балетом. В 1925 выпустил капитальный труд - «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, издание Хореографического техникума) - посвящённый обоснованию и защите классического балета.
Возглавлял Ленинградский хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале «Жизнь искусства». Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей (1920-1924), председательствовал в коллегии «Всемирной литературы». Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался верен до конца своей жизни, даже в условиях кардинально изменившейся социальной обстановки.
В своих последних работах Волынский ставит во главу угла идею синтеза религий, превращения их всех в некую будущую возвышенную религию, религию света, религию солнца, религию гиперборейскую, о которой он мечтал много лет. Отстаивая перспективность экуменизма, Волынский полагал, что еврейство и христианство сольются в будущую общую религию и открыто провозглашал свои ожидания (параллель с Верой Бахаи).
Умер в Ленинграде 6 июля 1926 года.
Книги автора
Волынский А. Л., Русские критики (1896)Монографии по литературоведению, искусствоведению и религиоведению:
Волынский А. Л., Ф. М. Достоевский (1906)
Волынский А. Л., Книга ликований. Азбука классического танца (1925)
Волынский А. Л., Четыре Евангелия
Волынский А. Л., Гиперборейский гимн
Волынский А. Л., Рембрандт