Консервативная мысль в России
Консерватизм — (франц. conservatism от лат. conservo — охраняю — сохраняю), совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, ограниченного развития. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции кон. 18 в. (Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Бональд). В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму. По определению одного из виднейших идеологов британского консерватизма М. Оукшотта, «быть консерватором означает предпочитать известное — неизвестному, испытанное — неизведанному, факт — загадке, насущное — возможному, ограниченное — бескрайнему, близкое — далёкому, достаточное — избыточному, удобное — идеальному…» Развитие консервативной идеологии в России началось в XIX веке. Охранительные идеи были впервые чётко выражены Н. М. Карамзиным в «Записке о древней и новой России» (1811). Требуя от власти «более мудрости охранительной, нежели творческой», Карамзин отрицал необходимость реформ по европейскому образцу, хотя и не отвергал при этом ценность постепенной европеизации общества; авторитаризм он считал незыблемой основой всего государственного и общественного порядка в России. В дальнейшем российский консерватизм наиболее ярко представляли К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров и В. В. Розанов. Вслед за Карамзиным они ставили под сомнение ценность реформ, при этом (в отличие от Карамзина) отрицали необходимость европеизации России в принципе. После либерального царствования Александра II консерваторы вернули позиции при дворе в правление его преемника Александра III. В этот период консервативную идеологию представляли М. Н. Катков и К. П. Победоносцев — идеологи т. н. контрреформ. Классическим образцом консервативной критики большевистской революции является книга Н. А. Бердяева «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), от которой он впоследствии отказался. Наиболее основательно с позиций «духовно свободного консерватизма» политическая философия была разработана С. Л. Франком в книге «Духовные основы общества» (1929).
Консервативная мысль в России
В коллекции книг: 163
Ваша экономия: 30%
Форматы: PDF , FB2 , EPUB , JAR
Артикул: 91798
и мы свяжемся с вами в течение 15 минут
за оставленную заявку