Лисовицкая Лариса Евгеньевна

Лисовицкая Лариса Евгеньевна
Ученая степень, звание: кандидат филологических наук, доцент.
Место работы (университет, кафедра): Поволжский государственный социально-гуманитарный университет, кафедра русского языка. Самарский государственный университет, Филологический факультет, кафедра русского языка.
Область научных интересов: Лингвистический интерпретирующий анализ художественных текстов; проблема формализации категории смысла в речи (в частности, в художественной речи), определение параметров описания единиц смысла как продукта функционирования лингвосемантических единиц в речевом континууме.
Поиск глубоких закономерностей смысловой архитектоники текста и её лингвистического обеспечения. Переход от категории семантики к категории смысла, чётким смысловым единицам, подлежащим верификации и научному описанию. 
Краткая биография: В 1975 году Лариса Евгеньевна окончила филологический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина (ныне МПГУ) и получила специальность учителя русского языка и литературы. В 1984 году защитила диссертацию и получила степень кандидата филологических наук. Уже в ходе работы над кандидатской диссертацией «Структура и функции начального предложения в художественном тексте (на материале русского рассказа 60-х – 70-х гг)» Лариса Евгеньевна использовала модель семантической сетки текста, включающей не только лексические значения и их компоненты, но также синергические речевые смыслы, возникающие на базе ассоциативно-семантической и коммуникативно-синтаксической организации речевого потока. Вырабатывая теоретические основы выделения и верификации элементарных смыслов, типологизируя смысловые конструкты разного уровня, автор заботится и о том, чтобы донести результаты своих исследований до массового пользователя. В результате возник своего рода учебник читательского мастерства, предназначенный для студентов и учителей-словесников, не удовлетворяющихся пересказом готовых интерпретаций литературных произведений и желающих прочесть и интерпретировать классические и новые тексты самостоятельно. Появляется и ряд статей, популяризирующих интерпретации, полученные в результате анализа: они ведут читателя за руку, незаметно подсказывая ему неожиданное понимание хрестоматийных текстов А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина и В.В. Маяковского… Столь же неожиданны и смыслы, открываемые в статьях о текстах, считающихся трудными для понимания: рассказах И.А. Бунина и В.П. Аксенова, стихах Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама, И. А. Бродского. Помимо издания книг, в последние годы автор, разочаровавшись в вузовских конференциях и коммерческих сборниках, предпочитает выкладывать материалы в личный блог. В нём Лариса Евгеньевна старается сделать суть исследований доступной обычному читателю.
Опубликовано более 40 статей и учебно-методических пособий, 2 учебных пособия.
Связаться с автором: эл. почта: lar367@yandex.ru

Книги автора

Лисовицкая, Л.Е. К вопросу о ситуации и семантике начального предложения текста (на материале современного русского рассказа). В сб. «Исследования по исторической семантике». (1980)
Лисовицкая, Л.Е. Факторы формирования высказывания. В журнале «Русский язык в национальной школе». (1981)
Лисовицкая, Л.Е. Функции начального предложения в композиции художественного текста. В сб. «Язык и композиция художественного текста». Межвузовский сборник научных трудов. (1983)
Лисовицкая, Л.Е. Способы номинации объекта повествования в начальном предложении рассказа. В сб. Морфологический и синтаксический аспекты изучения русского языка. (1984)
Лисовицкая, Л.Е. Структура и функции начального предложения в художественно прозе. АКД (на правах рукописи). (1984)
Лисовицкая, Л.Е. Об эксплицитной связи начального предложения рассказа с заглавием. В сб. «Творческое наследие В.А. Малаховского и современность». (1994)
Лисовицкая, Л.Е. Опыт анализа семантической организации рассказа Василия Аксенова «Победа». В книге: Василий Аксенов: Литературная судьба. (1994)
Лисовицкая, Л.Е. О функционировании слова в составе семантической сетки художественного текста. Тезисы. Функционирование языковых единиц в разных речевых сферах: факторы, тенденции, модели. Тезисы докладов межвузовской научной конференции. (1995)
Лисовицкая, Л.Е. О смысловом «мерцании» в художественном тексте. Тезисы. Семантический и структурный аспекты языка и их изучение в вузе и школе. Гвоздевские чтения: Тезисы докладов Зональной научной конференции кафедр русского языка Среднего и Нижнего Поволжья (Ульяновск, 20-21.09.94). (1995)
Лисовицкая, Л.Е. «Множественность смыслов» Иосифа Бродского. В сб. Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса. (1996)
Лисовицкая, Л.Е. Проявления системности в лексико-семантической организации текста. В сб.: Творческое наследие А.Н. Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики. (1997)
Лисовицкая, Л.Е. Лисовицкая Л.Е. О характере семантических корреляций в стихотворениях Иосифа Бродского. В сб.: Литература «третьей волны». (1998)
Лисовицкая, Л.Е. Вопросы фоники в спецкурсе по семантической организации художественного текста. В сб. Изучение литературы и методики ее преподавания в вузе. (1998)
Лисовицкая, Л.Е. Современные задачи образования и содержание филологического цикла в школе. В сб. Содержание образования и становление ноосферы. Материалы летней сессии Академии педагогических и социальных наук отделения «Педагогика единого и целостного мира» (Самара, 16-17 июня 1997). (1998)
Лисовицкая, Л.Е. Антиномии и дихотомии. В сб. Образование и культура. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-19 декабря 1998. (1998)
Лисовицкая, Л.Е. Механизмы развертывания семантической структуры текста лирического стихотворения. В сб. Человек. Язык. Искусство. Материалы Международной научно-практической конференции (14-16 ноября 2000 г.). (2000)
Лисовицкая, Л.Е. Референциальные связи в семантической организации лирического стихотворения. В сб. Языковые средства в системе, тексте и дискурсе. Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти А.И. Гвоздева (25-27 ноября 2002 г.) (2002)
Лисовицкая, Л.Е. Развитие смысловой компрессии в художественном тексте: лингвистический аспект. В сб. Когнитивный и семантический аспекты анализа языка и дискурса Межвузовский сборник статей . (2003)
Лисовицкая, Л.Е. Приемы смысловой компрессии в русской поэзии. В сб. Актуальные проблемы современной филологии. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. (2003)
Лисовицкая, Л.Е. Для чего изучается в школе художественная литература В сб. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях творческой активности студентов: Материалы международной конференции «Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов» (Самара, 28-31 октября 2003 г.) Часть 1. (2003)
Лисовицкая, Л.Е. Компоненты смысла текста и их носители. В сб. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях творческой активности студентов. - Ч. 2. (2003)
Лисовицкая, Л.Е. Лингвистическая технология интерпретации художественного текста. В сб. Проблемы и перспективы начального образования в Современной России, Ч.1. (2004)
Лисовицкая, Л.Е. Уровни лингвосемантической организации стихотворения и уровни его смысла В сб. Преподавание филологических дисциплин: поиски, идеи, перспективы. (2004)
Лисовицкая, Л.Е. Лингвистические аспекты смысловой архитектоники художественного текста. - Вестник Самарского государственного педагогического университета: факультет начального образования. (2005)
Лисовицкая, Л.Е. Лингвистический анализ художественного текста. Учебно-методическое пособие Самара. (2005)
Лисовицкая, Л.Е. Об интеграции гуманитарных наук в анализе художественного текста Статья Вестник Самарского государственного педагогического университета: факультет начального образования. (2006)
Лисовицкая, Л.Е. О филологическом мировоззрении учителя начальной школы. В сб. Методологическая культура: история и современность. (2008)
Лисовицкая, Л.Е. Лингвистическая модель смыслообразования художественного текста. В сб. Реалии современной практики преподавания дисциплин филологического цикла и перспективы развития методической мысли. (2008)
Лисовицкая, Л.Е. Русский язык и понимание русской литературы. В сб. Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Т.1. Ч.2. (2008)
Лисовицкая, Л.Е. Поэзия и ее читатель. - Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. (2010)
Лисовицкая, Л.Е. Трансформация синтагматического контекста как художественный прием. В сб. От проблем подготовки современного педагога к его профессиональной успешности. (2011, соавтор)
Лисовицкая, Л.Е. Лингвистическая модель смыслообразования при анализе поэтического текста. В сб. Пути повышения качества преподавания литературы и русского языка как государственного в школе и вузе. (2011)
Лисовицкая, Л.Е. Преемственность лингвистических моделей интерпретации художественного текста в процессе воспитания читателя. В сб. Русский язык в контексте межкультурной коммуникации. (2011)
Лисовицкая, Л.Е. О "миссиях" читателя, учителя и исследователя в современной филологической ситуации // В сб. Наука и культура России: X Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России», посвящ. Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия : материалы]. Том 2. (2013)
Лисовицкая, Л.Е. Референциальная смысловая парадигма в художественном тексте. – Самарский научный вестник. (2013)
Лисовицкая, Л.Е. От значения к смыслу. – Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Том 2, № 3.2 (2016)

Читать далее

Книги